Руководство в крупнейшей российской кинокомпании "Централ Партнершип" сменилось весной, но первое интервью новый президент Марк Лоло дал только осенью. РИА Новости он рассказал о том, почему дела с кинопрокатом у нас в стране обстоят прекрасно, и как сделать так, чтобы все получалось еще лучше, а заодно объяснил, почему успех картины не следует измерять в цифрах. Беседовала Ольга Гринкруг.
- Прежде чем стать президентом, вы возглавляли "Централ Партнершип Сейлз Хаус", то есть подразделение, отвечавшее за дистрибуцию. Значит ли это, что теперь приоритетом компании станет прокат чужих фильмов, а свои она производить перестанет?
- Создание полноценного зрительского кино без участия дистрибуции невозможно. Именно поэтому самыми успешными компаниями в мире являются мейджоры - компании у которых есть и профессиональная дистрибуция, и качественное производство. Я создал дистрибуцию в ЦПШ еще 15 лет назад, и в прошлом году мы стали абсолютным лидером на российском рынке с огромной долей в 53% от сборов всех отечественных фильмов. Иными словами, каждый второй зритель, ходивший на русское кино, смотрел наши фильмы. При этом я занимался не только дистрибуцией, но и привлечением проектов для проката, работой с ключевыми продюсерами и режиссерами страны, а по сути был сильно погружен в процесс создания фильмов. ЦПШ является самой успешной прокатной компанией именно потому, что мы очень плотно работаем с продюсерами по всем вопросам еще на стадии зарождения проектов, а не постфактум, когда поменять уже ничего невозможно. Именно за счет этого нам удается на зрительских проектах собирать максимальную кассу.
ЦПШ будет наращивать обороты в части продюсирования - как кино, так и сериалов - в еще более плотной связке с дистрибуцией. При запуске крупнобюджетного зрительского проекта будет в обязательном порядке подключена экспертиза дистрибуции и маркетинга, они дадут свои комментарии. При этом в работе над арт-мейнстримом в первую очередь будут учитываться наши личные вкусовые предпочтения.
В течение всего шести месяцев ЦПШ была перезапушена: из вертикальной компании старого типа, где один генпродюсер запускал все проекты подряд, она превратилась профессиональную западную модель продюсерского центра, в котором каждый продюсер занимается проектом лично ему интересным и ведет его от и до. Мы взяли самых перспективных, молодых, но уже проявивщих себя продюсеров — это Дмитрий Руженцев, Карен Оганесян, Денис Фролов, Наталья Клибанова. У каждого будет два, максимум три проекта. Это мировая практика: продюсирование — процесс очень сложный, длительный, им надо заниматься скрупулезно и педантично, контролируя все этапы прохождения проекта - от идеи до готовности под ключ. Ежегодно мы будем запускать в производство 4-5 кинофильмов и 6-8 многосерийных художественных фильмов, при этом каждый продюсер будет отвечать за 2-3 проекта. Также мы будем наращивать сотрудничество с внешними продюсерами, у которых есть желание и способности производить качественное кино, входить в копродукцию как с российскими, так и с западными крупными компаниями.
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о кинопроектах на ближайший год?
- Во-первых, это "Бой с тенью 3: Последний раунд" Алексея Сидорова, самая успешная российская франшиза в этом жанре - он выйдет в прокат уже 17 ноября. Приключенческая "Уланская баллада" выйдет 7 сентября, к 200-летию Бородинской битвы, а в начале 2013 года мы выпустим "22 минуты" - патриотический экшн, основанный на реальных событиях прошлого года, когда военные моряки с корабля "Маршал Шапошников" всего за 22 минуты отбили у сомалийских пиратов захваченный танкер "Московский университет" и спасли команду.
Мы будем обязательно запускать не менее одного артмейнстримовского проекта в год. В 2011 году это будет "Марафон" Карена Оганесяна по сценарию Геннадия Островского, который выйдет осенью. А в этом были "Два дня" Авдотьи Смирновой, которые мы сделали совместно с Art Pictures, и "Дом" Олега Погодина – фильм с достаточно большим бюджетом, выпущенный совместно с СТВ. Сценарий "Дома" почти 5 лет лежал в нашей компании, и мы понимали, что если смотреть исключительно финансовую эффективность, его невозможно запустить, потому что сделать за небольшие деньги невозможно, а отбить бюджет нереально. И лишь в прошлом году вместе с СТВ и с участием средств Фонда кино решились на запуск этой большой, в культурном смысле значимой картины. Для релиза мы выбрали дату 4 ноября, День единения и согласия, хотя там велика конкуренция более развлекательныхфильмов. Нам показалось очень важным, чтобы зрители увидели эту картину в кинотеатрах именно в эту дату.
- Какие у "Дома" перспективы?
- В последнее время стало модно ругать русское кино, говорить "плохо, плохо, плохо", но это не совсем так. Есть фильмы, которые производят лидеры индустрии, профессиональные компании, заточенные под выпуск полноценного прокатного кино. Таких фильмов меньше трети от общего числа. Но еще есть большое количество компаний и продюсеров, которые зачем-то снимают фильмы, которые совершенно не годятся для проката и с треском проваливаются. Кстати, такая же ситуация на Западе, с одним только отличием: ежегодно снимается несколько тысяч фильмов, а в прокат выходит лишь несколько сотен - те самые, что для этого предназначены.
Наша страна по сборам в прокате в прошлом году вошла в десятку мировых лидеров, преодолев отметку в 1 миллиард долларов. А в части работы с развлекательными фильмами мейджерсов Россия и вовсе в пятерке лидеров, при том, что количество экранов в стране ничтожно малое — 2500. А знаете, сколько их в Америке? 40 тысяч. В России сегодня существует сильнейший дефицит точек показа, в небольших городах их и вовсе нет. Именно поэтому очень достойные картины коротко живут на экранах - всего две-три недели, при том, что на западе у фильмов есть возможность присутствовать на экранах по 12-15 недель и больше. Сегодня для комерческого кино существует вертикальная модель, рассчитаная на один-два активных уикенда. Но хорошие, высокохудожественные фильмы работают во всем мире в длину, на сарафанном радио. Например, "Меланхолия" Ларса фон Триера, которую мы выпустили 1 июля, под Московский Международный кинофестиваль, остается в прокате до сих пор и собрала огромную кассу — больше 1 миллиона долларов на небольшом количестве копий. "Полночь в Париже" Вуди Аллена так же работает, и фильм "Два дня" - постепенно, за счет позитивного "сарафана", нашел своего зрителя. Фильм с бюджетом меньше 2 миллионов долларов вышел на одной из крупнейших мировых территорий в формате 250 копий! Это означает, что мы получили 10% экранов. В Штатах, к примеру, это было бы 4 тысячи экранов, а это невероятно широкий релиз. Фильмы того же Вуди Аллена никогда не выходили в таком формате.
Для таких фильмов как "Два дня", "Дом" и других высокохудоженненных проектов оценивать эффективность мы будем в первую очередь по количеству рецензий и комментариев, призов на кинофестивалях, рейтингам на телевидении и количеству позитива от просмотра в любом виде.
- На Петербургском форуме вы говорили, что ЦПШ собирается переходить на преимущественно цифровой прокат.
- Те же "Два дня" мы выпустили на цифре, потому что больше половины российских экранов уже имеют цифровое оборудование, и мы получили необходимый формат. А на пленке в таком же формате пришлось бы отратить денег в 10 раз больше при том же результате.
В случае с "Домом" из-за жесткой конкуренции по дате мы дали кинотеатрам возможность взять фильм и на пленке, понимая, что это повлечет за собой дополнительные затраты и даст достаточно низкую эффективность. Мы решили пойти на этот эксперимент, убедиться, что мы действуем правильно, и вернуться назад к цифре.
Переход на цифру открывает серьезную перспективу повышения показателей по отечественным арт-мейнстримным и артхаусным картинам. Сейчас затраты на выход в прокат съедают больше половины бюджета на выпуск. Большая часть фильмов пока снимается по-прежнему на пленку, затем проявляется и сгоняется в компьютер, весь монтаж фильма происходит в цифре, после чего готовый, озвученный и перезаписаный в Dolby фильм сгоняется назад на пленку, с которой тиражируют копии для кинотеатров. Абсолютно бессмысленный, долгий и затратный процесс. При том, что уже несколько лет назад появились цифровые камеры, по качеству ничем не уступающие обычным, и на них достаточно активно переходят все крупные кинокомпании мира.
С осени этого года и мы переходим к съемкам на цифровых камерах, монтажу и выпуску в прокат на DCP, то есть на цифровых копиях.
Вторая часть истории, еще более сложная, - это цифровая доставка. Сегодня фильм записывается в цифровом виде на носитель, похожий на винчестер, и он физически на самолете летит, например, в город Якутск. Это тоже занимает время и достаточно неудобно. Но уже сейчас стали появляться технологии, которые позволят безопасно доставлять эти огромные цифровые файлы не просто в конкретный город, а напрямую в кинотеатр. Мы уже провели первые тестовые доставки в несколько точек; результаты - отличные. Со временем эта доставка будет возможна не только для крупных сетевых кинотеатров, но и по всей стране. Цифровая дистрибуция и логистика нас привлекают не только оптимизацией бюджета на выпуск, но и повышением эффективности. Любой фильм на кинопленке легко скопировать - он может попасть в руки пиратов задолго до выхода в прокат. В случае с цифрой все сложнее: к файлу прилагается специальный электронный ключ, который рассылается отдельно и работает только на конкретном кинопроекторе. Это позволяет более эффективно бороться с пиратством хотя бы до старта фильма. Именно поэтому все мировые дистрибуторы и производители кино активно переходят на цифру во всех сегментах работы над фильмом. И в этом смысле мы идем в ногу со временем, а может быть, даже слегка его опережаем.