МОСКВА, 1 ноя - РИА Новости. Минтранс РФ разработал проект изменений в федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта", который предусматривает взимание платы за простой вагонов на путях общего пользования свыше установленного времени, следует из материалов на сайте ведомства.
"Отставание нормативного правового регулирования от темпов структурных преобразований приводит к снижению эффективности выполнения одной из главных задач железнодорожного транспорта - своевременное и бесперебойное обеспечение потребностей экономики в перевозках", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В частности, в законодательстве отсутствуют механизмы, стимулирующие участников перевозочного процесса: собственников подвижного состава улучшать показатели оборота вагонов и коэффициент их использования в груженом рейсе; грузоотправителей и грузополучателей - минимизировать время нахождения вагонов под погрузкой-выгрузкой; собственника инфраструктуры - принимать меры по рациональному использованию инфраструктуры, занятой неиспользуемым в перевозочном процессе подвижным составом.
Положения, обязывающие владельцев вагонов оплачивать занятие путей общего пользования свыше нормативного времени, в настоящее время в уставе отсутствуют. Пути общего пользования, констатирует Минтранс, фактически превращаются в бесплатные парковочные места, на которых порожний вагон может находиться неопределенное время в ожидании наиболее выгодного груза. В результате задержки вагонов в ожидании грузовых операций, не зависящих от перевозчика, увеличивают срок оборота вагона, что непосредственно влияет на рост дефицита вагонов под погрузку.
"На сегодняшний день остро стоит проблема занятия инфраструктуры вагонами, не участвующими в перевозочном процессе, в связи с чем создается искусственный дефицит провозных мощностей и появляются "узкие места" на инфраструктуре. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта РФ" направлен на внесение в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта РФ" "точечных" изменений, которыми предлагается: закрепить принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени; усилить ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки; законодательно закрепить особенности перевозок порожних вагонов", - поясняет ведомство суть предлагаемых изменений.
"За нахождение порожних или груженых вагонов, контейнеров независимо от их принадлежности на железнодорожных путях общего пользования, в том числе местах общего пользования, по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры (простой), перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в течение всего времени", - говорится в проекте.
Если простой вагонов произошел по причинам, не зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования вносят плату за использование железнодорожных путей общего пользования перевозчику для расчетов с владельцем инфраструктуры. Если перевозчик является одновременно и владельцем инфраструктуры, то плата за использование путей общего пользования вносится непосредственно владельцу инфраструктуры (перевозчику). Размер платы за простой определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающие указанных лиц своими локомотивами, освобождаются от платы за простой в случаях военных действий, блокады, эпидемии или случаях, когда вагоны не приняты к перевозке по ряду причин.
После выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, в местах общего пользования, грузополучатель обязан в течение двадцати четырех часов с момента выгрузки убрать порожние вагоны, не принадлежащие перевозчику, с железнодорожных путей общего пользования или предъявить такие вагоны, контейнеры для перевозки. По истечении двадцати четырех часов с момента выгрузки вагонов, не принадлежащих перевозчику, грузополучатель вносит плату за простой на железнодорожных путях общего пользования.
Если в течение трех суток после выгрузки грузоотправитель или грузополучатель не убрали вагоны с мест общего пользования или не обеспечили предъявление таких вагонов к перевозке, плата за использование железнодорожных путей общего пользования взимается в пятикратном размере за каждые последующие сутки.
Кроме того, законопроектом предлагается установить принципы взаимодействия единого хозяйствующего субъекта с перевозчиками, операторами подвижного состава и контейнеров, владельцами инфраструктуры и путей необщего пользования, иными физическими и юридическими лицами, имеющими в собственности парк. Документ определяет вопросы передачи железнодорожного подвижного состава и железнодорожных контейнеров на период действия военного времени. В частности, предусмотрено, что указанные выше лица на период действия военного времени передают единому хозяйствующему субъекту подвижной состав и контейнеры, принадлежащие им на праве собственности или ином праве.
"Принятие указанных изменений позволит создать механизмы для оптимизации перевозочного процесса и адаптации его под изменившуюся структуру железнодорожного транспорта, что позволит решить наиболее чувствительные для отрасли проблемы", - констатирует Минтранс.