Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Компания Excalibur Almaz утверждает, что к 2013 году готова разработать космический корабль для НАСА, опираясь на засекреченные прежде советские разработки боевых орбитальных станций "Алмаз". Однако шансы "экскалибуровцев" заполучить контракт НАСА пока не выглядят серьезными.
Сомнения и конкуренты
Excalibur Almaz - британский офшор с острова Мэн и филиалами в Москве и техасском Хьюстоне. Компания четко обозначает наличие у него связей в российской космической индустрии (например, советником руководства фирмы является космонавт Владимир Титов). Продать НАСА "экскалибуровцы" собираются ни много, ни мало адаптированный вариант военной космической станции "Алмаз", разрабатывавшейся в СССР.
НАСА в конце 2000-х годов переставило приоритеты в американской космической программе. Оставив за собой самые "тяжелые" проекты (исследование дальнего космоса или гипотетические пилотируемые миссии на Луну и Марс), аэрокосмическое ведомство решило передать весь рынок низкоорбитальных коммерческих запусков частным компаниям.
Им и было предложено поучаствовать в конкурсе на создание систем вывода и доставки, наградой в котором будут многомиллиардные контракты на оказание транспортных услуг.
НАСА продолжает тянуть и свою собственную разработку новых космических средств, несмотря на то, что амбициозная программа "Созвездие" была сильно урезана в пользу сдачи коммерческого ближнего космоса на откуп частникам. В гонке участвуют и другие претенденты, у которых уже есть свои опытно-конструкторские наработки, хотя столь ошеломительного прогресса, как SpaceX, пока не продемонстрировал никто.
Чем намерен вооружиться Excalibur Almaz, выходя на поединок с конкурентами?
Дважды меч Советского Союза
Станция "Алмаз" - это отголосок военной космической программы Советского Союза. Засекреченная с 1960-х годов и, называя вещи своими именами, не вполне легитимная (поскольку подпадала под статью о милитаризации космического пространства), она полностью явилась миру только в 1990-е годы. Как выяснилось, на некоторых вариантах "Алмазов", в частности, планировалось устанавливать вооружение.
Менеджмент Excalibur Almaz вообще оригинально поработал с символикой имен. Как известно, "Экскалибур" - это легендарный меч короля Артура (казалось бы, какая связь с тем, что фирму возглавляет американец Артур Дьюла?). А "Меч-К" - название радиолокационного комплекса одного из аппаратов семейства "Алмаз" ("Космос-1870"), запускавшегося на орбиту в 1987 году.
Побочных отпрысков "Алмаза" видели все. Это всемирно известные орбитальные станции "Салют", от которых уже потом пошли модули станции "Мир", а далее - модуль российского сегмента МКС "Заря". Но их старшие "братья в погонах" все это время оставались в тени.
В рамках программы "Алмаз" было создано и запущено несколько аппаратов, включая так называемый ТКС ("транспортный корабль снабжения") с возвращаемым модулем. Насколько можно судить, именно его и намерены использовать "экскалибуровцы" как основу для своего коммерческого корабля.
ТКС летали в космос несколько раз, но только в автоматическом режиме. В частности, после спасения в июне 1985 года аварийно замерзающего "Салюта-7" экипажем Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, к станции тут же отправили аппарат "Космос-1686", чей аппаратный отсек просто ломился от военной аппаратуры оптико-электронной разведки.
Впереди паровоза
К идеям "экскалибуровцев" космическая общественность относилась крайне скептически, однако не так давно компания сделала интересный ход. В январе 2011 года стало известно, что на британский остров Мэн доставлены два недостроенных корпуса станций "Алмаз", полученных от производителя ("НПО Машиностроения") на неоглашаемых условиях. Сообщалось только, что это не новые корпуса, а старый советский задел.
Не вполне понятно происхождение этих корпусов, но в любом случае, достойно сожаления, что историческое "железо" покинуло пределы страны. Советские "Алмазы" явно были достойны встать на выставочную площадку одного из аэрокосмических музеев России.
Смысл этой поставки пока несколько непонятен. После транспортировки корпусов на Мэн компания выпустила сообщение, в котором заявила, что полученное оборудование будет использовано для целей космического туризма, а также как платформа для проведения научных экспериментов.
Глава Excalibur Almaz Артур Дьюла сообщал ранее, что вариант с коммерческой орбитальной станцией рассматривается всерьез. Однако такой ход получит смысл только в том случае, когда появится возможность трактовать не менее шести коммерческих запусков кораблей к ней в течение года.
В данный же момент у соискателей государственно-частного космического пирога по-прежнему нет сколь бы то ни было осмысленного (хотя бы внятно презентованного) проекта пилотируемой транспортной системы.
На чем поедете?
Пожалуй, главная претензия к проекту Excalibur Almaz (если его уже можно называть "проектом" в сравнении с конкурентами) - это ракета-носитель. Точнее, ее подтвержденное отсутствие.
Аппараты станции "Алмаз" выводились на орбиту советским носителем "Протон", и, в принципе, ничего не мешает использовать для будущего корабля нынешние модификации "Протонов". Это, возможно, потребует некоторой доработки, впрочем, незначительной. (Хотя работающие на ядовитом гептиле "Протоны" и потребуют введения дополнительные мер безопасности для экипажа во время предстартовых процедур.)
Но вот как к "Протонам" отнесутся в НАСА - большой вопрос. Идея запускать "Протоны" из Штатов выглядит во всех отношениях бесперспективной. Значит, стартовать придется с российских объектов. Пойдет ли Америка на вынос такого важного сегмента национальной инфраструктуры в руки России? - вопрос риторический.
Естественно, никто не помешает разработать или адаптировать другой носитель. Причем в этом могут поучаствовать и остатки советской космической кооперации - в частности, украинский "Южмаш" (некогда - советская "фирма" Михаила Янгеля) доложил о готовности довести семейство ракет-носителей "Маяк" для запуска будущих аппаратов Excalibur Almaz с американского космодрома на мысе Канаверал.
Однако степень готовности проекта "экскалибуровцев" по-прежнему остается очень низкой, и вероятность получить серьезный заказ от НАСА на данный момент выглядит сомнительной.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции