День судебного пристава отмечается в России во вторник, 1 ноября. О том, как в московском управлении Федеральной службы судебных приставов отбирают кандидатов на должности, как учат молодежь любви к своему делу, а также о борьбе с коррупцией и о возможности премировать сотрудников за счет взысканных сумм в интервью РИА Новости рассказал глава ведомства Фердауис Юсупов.
- Фердауис Ингельевич, расскажите, сложно ли стать судебным приставом, какими качествами для этого нужно обладать?
- Стоит отметить, что профессия судебного пристава трудна и требует большой ответственности. Прежде чем принять решение о поступлении на работу в службу судебных приставов, необходимо понять для себя, какие задачи стоят перед судебными приставами и с чем придется работать каждый день по долгу службы.
Поэтому все кандидаты на службу обязательно проходят систему проверки, определенную законом о государственной гражданской службе. Они должны обладать хорошим здоровьем, определенными физическими качествами. Кроме того, мы проводим психодиагностику сотрудников. Это необходимо, так как часть наших сотрудников вооружены. Если люди не проходят эту проверку, мы их не рекомендуем для назначения на должность.
В ближайшее время мы ожидаем изменения в законодательстве о квалификационных требованиях к судебным приставам-исполнителям, согласно которым мы будем принимать на должность судебного пристава только людей с высшим юридическим или высшим экономическим образованием. Отмечу также, что уже сегодня у нас практически нет людей со средним и средне-специальным образованием.
Мы стремимся к тому, чтобы в нашей службе работали высококвалифицированные специалисты, нацеленные на выполнение поставленных перед ними задач - исполнение решений судов и защиты законных интересов граждан, чьи права нарушены должниками.
- Что будет с теми сотрудниками, кто не имеет высшего образования?
- Никакие кадровые решения по таким сотрудникам приниматься не будут, потому что это люди добросовестные, имеют большой опыт практической работы. Сегодня необходимо чтобы у пристава-исполнителя было высшее экономическое или юридическое образование, так как усложняется процедура исполнения судебных решений, на судебных приставов возлагаются дополнительные полномочия. И уже с 2008 года на должности судебных приставов - исполнителей мы назначаем людей только с высшим образованием (юридическим и экономическим). Что касается других категорий должностей, то на них назначаем в соответствии с квалификационными требованиями.
- Сегодня широко внедряется практика проверять кандидатов на работу при использовании детектора лжи. Вы полиграф применяете?
- Сегодня в центральном аппарате ФССП России изучается вопрос о внедрении полиграфа. Я как руководитель управления считаю, что полиграф необходим, поскольку он позволяет прояснить многие моменты в вопросах, касающихся коррупции, наркотиков и т. д. В нашем ведомстве пока нет документов, регламентирующих вопросы применения полиграфа. Когда закон будет принят, мы готовы его исполнять. Отмечу, что очень многие крупные компании уже давно используют этот инструмент.
- Бытует мнение, что должность судебного пристава коррупционно опасна из-за того, что зарплаты у сотрудников не большие, а каждый день им приходится иметь дело с огромными суммами. Это так?
- Моя позиция такая - суть не в размере зарплаты, а в отношении к своей профессии. Да, конечно, 12 тысяч зарплата для пристава, через руки которого проходят серьезные суммы денег, это очень мало. Отдельные сотрудники не справляются с соблазном, такие факты есть, мы стараемся их выявлять. Но я считаю, что если ты любишь свою профессию, если хочешь быть в этой профессии, то денежная составляющая - это вторично. Показательно, что, не смотря на все трудности, текучка в ведомстве на сегодняшний день составляет 24%, а еще три года назад, когда я только пришел в управление, эти показатели были в два раза выше. И меня радует, что многие молодые люди в управлении пришли в госслужбу, чтобы работать, работать и еще раз работать. Это здорово.
- Что-то делается в ведомстве, чтобы материально поддерживать сотрудников?
- Зарплата в службе невысока. Это проблема госслужбы в целом, а не только ФССП России. Первоначальная зарплата судебного пристава - 12 тысяч рублей. Это сложно, это плохо, мы это прекрасно понимаем, стараемся стимулировать через премии людей. Центральным аппаратом службы принят целый комплекс мер по социальным гарантиям сотрудников, по льготам, поощрениям. Так, на Черноморском побережье у нас есть свой санаторий, в котором сотрудники службы могут отдыхать вместе с детьми за совсем небольшие деньги.
Раньше у нас был механизм поощрения сотрудников за счет исполнительского сбора, но с 2004 года исполнительный сбор мы перечисляем в федеральный бюджет, и распоряжаться им не можем. В центральном аппарате ФССП России, на сколько мне известно, изучается вопрос о возможности использования взысканных средств для дополнительного поощрения сотрудников. И это правильно на мой взгляд. Денежное содержание судебного пристава необходимо сегодня повышать.
- Но коррупция все равно есть? Расскажите, как ведомство борется с ней?
- Могу сказать, что неблагоприятную ситуацию с коррупцией, которая была в управлении раньше, мы сломали. Отрадно, что сегодня наши сотрудники зачастую сами заявляют, что им предлагают взятки. Так, за девять месяцев этого года 11 сотрудников сообщили о попытке их подкупить, по трем случаям возбуждено три уголовных дела о даче взятки.
Активно выявляет факты преступлений отдел противодействия коррупции управления - в 2011 году им проведено 547 проверок, по результатам которых 68 материалов направлено в правоохранительные органы для принятия решения. Всего в текущем году возбуждено 18 уголовных дел в отношении как должностных лиц управления, так и граждан-взяткодателей. Совместные с правоохранительными органами мероприятия по задержанию взяткодателей - это свидетельство оздоровления коллектива. Не все измеряется деньгами. Нужно просто любить свою профессию.
- Кто в управлении учит молодежь любви к профессии, есть ли институт наставничества в ведомстве?
- Безусловно, институт наставничества у нас есть и ему в территориальных органах ФССП России уделяется большое значение. У меня в управлении наставники закреплены соответствующим приказом, учат молодых сотрудников. Мы сейчас формируем новую ментальность у сотрудников управления. Мне кажется, что главный принцип нашей работы - уважать честь и достоинство человека. И я хочу воспитать в сотрудниках понимание, что с каким бы сложными взыскателями и должниками они не сталкивались в работе, им необходимо быть терпимыми, применять психологию и уметь решать конфликтные ситуации.
- Приставов часто ругают, как много жалоб поступает от граждан?
- В этом году около 2,4 тысяч жалоб на действия или бездействие судебных приставов поступило в суды, в том числе и жалоб с материальными исками. Из них признано обоснованными всего лишь 150.
- Служба судебных приставов - одно из наиболее динамично развивающихся ведомств в России. Расскажите о ближайших планах на будущее, какие перемены ожидают московское управление?
- Во-первых, я хочу создать надлежащие условия работы судебного пристава. Такие, чтобы приходя на прием к судебному приставу, гражданин сразу видел, что он пришел в госучреждение. Чтобы ему не нужно было толкаться в очередях, ведь зачастую, приставы размещаются не в самых лучших условиях, где невозможно принимать граждан. Но сейчас мы эту проблему решаем, и власти Москвы идут нам в этом вопросе на встречу. Так, в феврале этого года мы открыли первое новое здание в южном административном округе, которое директор службы признал лучшим в России. И надеюсь, что уже к концу следующего года мы с участием правительства Москвы разрешим ситуацию с созданием надлежащих условий для работы судебных приставов и приема граждан.
Кроме того, я хочу, чтобы граждане получили доступ и к нашим информационным ресурсам. Законодательно закреплено, что в будущем году будет создан единый банк данных всех исполнительных производств ФССП России. Люди должны видеть, чем занимается чиновник в лице судебного пристава, насколько он ответственно относится к своим обязанностям. С введением в работу единого банка данных общество и руководство сможет контролировать работу приставов. Например, руководитель, не отрывая сотрудника, может открыть базу данных и посмотреть, чем занимался пристав и что сделано. Так должно быть и в том числе в московском управлении.
Уже сегодня мы делаем все возможное, чтобы стать более доступными для граждан и юридических лиц. Пока еще не в той мере, в какой хотелось бы, но и руководство ФССП России, и правительство Москвы принимает все меры, чтобы судебные приставы стали максимально доступны для россиян, в интересах которых мы работаем. Например, с этого года москвичи получили возможность оплатить долги по интернету, сделать это можно с помощью платежной системы Moneymail. Кроме того, в каждом подразделении УФССП по Москве установлен платежных терминал, через которые москвичи могут оплатить свои задолженности.
- Фердауис Ингельевич, что бы Вы пожелали своим коллегам в профессиональный праздник?
- В первую очередь хочу сказать коллегам спасибо за то, что они делают. Пожелать им скорейшей реализации тех социальных гарантий, которых они заслуживают. Кроме того желаю терпения и домашнего уюта.