Осенью 2011 года были подведены итоги второго конкурса на получение грантов правительства России для поддержки вузовских научных исследований под руководством ученых с мировым именем. О возможностях и перспективах, которые открывает вузам правительственная инициатива, рассказывает научный руководитель Лаборатории алгебраической геометрии и ее приложений НИУ ВШЭ, профессор Нью-Йоркского университета Федор Богомолов.
- Федор Алексеевич, в прошлом году в конкурсе Минобрнауки РФ по господдержке исследований оказалась в числе победивших и заявка НИУ ВШЭ - благодаря этому гранту факультет математики университета пригласил вас руководить Лабораторией алгебраической геометрии и ее приложений. Что вы думаете об идее подобных грантов? Что они могут дать университетам?
- Приглашение известных ученых из-за рубежа и само их присутствие позволяет оживить научную атмосферу в стенах вуза. Ведь наука живет и развивается там, где есть условия для научного общения и обмена знаниями. Общение способствует рождению идей, стимулирует и правильно ориентирует в науке молодежь.
В соответствии с требованиями Минобрнауки ученый, приглашенный в вуз, берет на себя обязательства по руководству научными исследованиями, а значит, более тесно общается с участниками исследовательских проектов, транслирует идеи зарубежной научной школы, что приводит к "перемешиванию" знаний, препятствуя тем самым научному застою.
Замысел проекта состоит также в том, чтобы выстроить схему отношений на равных с мировой наукой и создать такие условия работы в российских университетах, чтобы, с одной стороны, молодые ученые оставались заниматься наукой здесь, не уезжая на Запад в качестве младших помощников, а, с другой стороны, западные ученые будут приезжать работать в Россию, проводить тут свои исследования и привозить своих аспирантов. Все это должно повысить интерес к университетской науке в целом.
- Каковы механизмы включения российских университетов в мировую науку?
- Мы должны "поднимать" региональные университеты. Делать старые известные в России университеты привлекательными для молодых ученых, а также приглашать тех, кто когда-то уехал на Запад. Чтобы эти ученые поддержали вузы, из которых они когда-то вышли, чтобы помогли их аспирантам и тем, кто хочет остаться в российской науке.
Образование - дело важное, в нем должна принимать участие вся страна. Если бы каждый субъект РФ поддерживал свой самый сильный университет и помог вывести его на мировой уровень, можно было бы создать по-настоящему мощную научную базу страны.
- О каких промежуточных результатах вашей работы можно уже говорить? Какова стратегия развития лаборатории?
- Мы многое сделали в плане организации и проведения различных школ, семинаров и конференций, к нам приезжают ученые и аспиранты как из регионов России, так и из Америки, Азии, Европы. Наша стратегия предусматривает налаживание более тесных контактов с академическими институтами по всему миру. Летом мы в Хорватии проводили совместную конференцию с университетом Вены, следующей осенью планируем организовать международную конференцию с Японским институтом физики и математики вселенной (г. Кашива).
Что касается стратегии внутреннего развития, мы постараемся подтянуть в лабораторию молодые перспективные кадры - в частности, обращаем внимание на тех, кто получил на Западе PhD и хотел бы вернуться в Россию.
- Помимо руководства лабораторией вы читаете курс для студентов Вышки. Есть ли отличия в том, как вы читаете его для российских - и для американских студентов? В чем его специфика?
- Курс "Инварианты и представления классических групп" находится на стыке алгебры и алгебраической геометрии. В Америке я читал отдельные фрагменты этого курса, но для Вышки мы его модернизировали - предмет интересный, сейчас мы его отрабатываем. Но мне кажется, что главное - не сам курс, а наше со студентами общение. И здесь нет разницы, с русской или американской аудиторией я общаюсь.
Многие вещи я прочувствовал на собственном опыте, а они нет. И для молодого человека - во всяком случае, со мной было именно так - очень важно разговаривать с людьми, которые обладают большими знаниями, которые чувствуют предмет - это вещь неоценимая. Можно весь учебник от корки до корки выучить, а одно замечание преподавателя может полностью перевернуть представления студента о предмете. Мне везло в свое время с такими преподавателями, на всех этапах моего образования рядом оказывались люди, которые словом, объяснением, советом мне очень многое дали. Надеюсь, так же повезет и моим студентам.
Материал подготовила Алина Иванова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости