Завершилась основная конкурсная часть работы II международного фестиваля туристских фильмов "Китоврас", который прошел в Великом Новгороде с 27 по 29 октября. Это первый в России кинофорум мирового уровня, посвященный туризму, проходящий под эгидой Международного комитета туристических фильмов (CIFFT). На суд компетентного жюри и зрителей было представлено 298 фильмов, созданных кинематографистами из 51 страны мира, которые оценивались по 11 номинациям. Своими впечатлениями о работе фестиваля и о его роли в популяризации российского въездного и внутреннего туризма с редактором РИА.Туризм Ириной Нехорошкиной поделился председатель жюри "Китовраса" Юрий Песьяков.
- Осенью 2010 года в Великом Новгороде состоялся первый туристический кинофестиваль "Китоврас", сейчас закончил свою работу уже второй кинофорум, который прошел с еще большим успехом. А с чем связана потребность проводить конкурсы фильмов, посвященные такой тематике, как туризм?
- Примерно пять лет назад Владимир Путин посчитал несправедливым то обстоятельство, что россияне предпочитают путешествовать за пределами своей родины. Ни для кого не секрет, что питерцы, например, оставляют в Финляндии огромное количество денег, притом что Финляндия - это не Турция или Египет. Финны уже открыто говорят о том, что в 2013 году только жители Северной столицы и ее окрестностей оставят в их стране примерно 1 миллиард евро. Неудивительно, если учесть, что в прошлом году питерцы оставили в Финляндии 700 миллионов евро.
Владимир Путин, который был тогда президентом России, обратил на это пристальное внимание. Тогда появились программы, позволяющие финансировать различные государственные организации, в том числе и администрации областей и регионов в сфере развития туризма. Благодаря этому стали появляться различные туристические продукты, как то телевизионные туристические каналы, компании, которые работают не на выезд, а на прием туристов.
Будучи главным редактором телеканала RTG, я объездил всю страну от Мурманска до Сахалина. На Алтае, например, выдают безвозмездно куски земли любого размера людям, которые готовы построить на них туристическую структуру, обслуживать ее и принимать туристов.
Мы начали понимать, что нам нужно продвигать нашу родину за рубежом как туристический продукт. Иностранцы очень интересуются нами. Как это так, одна шестая часть суши стоит неохваченная, неизведанная? Они же в Европе протоптали все тропы - все уже друг у друга побывали, все уже все знают. Эйфелева башня уже мало кому интересна. А тут от Красноярска до Хабаровска лежит территория, где никто из них не был.
Очевидно, что нужно продвигать Россию, показывать ее с лучшей стороны. А как это делать - никто не знает. Задача фестиваля в Великом Новгороде уникальна. Это сумасшедшая просветительская работа. С государственной точки зрения для того, чтобы мы продвигали страну за рубежом, нам надо ее научиться показывать.
- А чем фильмы, посвященные туризму, отличаются от лент других форматов?
- Это замечательно, когда есть возможность оценить 298 фильмов из разных стран, включая Россию. Можно посмотреть работы кинематографистов из Мексики, Бразилии, Австрии, Германии и других стран, а можно посмотреть кино, сделанное в Оренбургской области. Обидно только, что в этом фильме продолжительностью 52 минуты целых 18 минут занимает выступление губернатора Оренбургской области, где он рассказывает о том, как в воинских частях у него живут солдаты. Почему это считается туристическим фильмом, я до сих пор не понимаю.
В Оренбургскую область нужно отвезти десяток фильмов, которые победили на "Китоврасе", включая и отечественные ленты, но такие, которое сделаны по законам жанра, где люди улыбаются друг другу, отдыхают, катаются на лыжах, может быть, охотятся на медведя, играют в снежки и лепят снежных баб.
Честно говоря, что такое туристическое кино, не понимает никто. Нужно за пять минут умудриться показать, например, Великий Новгород. Но не только его кремль, а и уютную гостиницу, и колоритную блинницу, и даже какой-нибудь аквапарк… Тогда люди приедут в Новгород, в кремль зайдут, но еще и захотят отдохнуть где-нибудь с детьми. А вдруг окажется, что там плохое транспортное обслуживание или отель как-то не так выглядит? Туристические фильмы должны давать понятие и об инфраструктуре в целом, и показывать, что людям в данном конкретном месте будет комфортно, безопасно, вкусно, и они посмотрят то, что совершенно точно не увидят в другом месте - ни в Турции, ни в Египте, а только в России.
- Как вы, председатель жюри новгородского кинофестиваля, оцениваете продукцию отечественных кинопроизводителей, посвященную туризму?
- Основная задача кинофорума - просветительская. Другая - научить российских производителей делать такое кино, которое потребители будут воспринимать. Пока наши иностранные коллеги говорят, что в наших фильмах можно увидеть только церкви, губернаторов и огромные заснеженные поля.
В этой связи мне кажется очень важным такой проект, как Академия туристического кино, но он должен еще созреть. Очень бы хотелось, чтобы он созрел именно в Великом Новгороде. Основными слушателями этой академии должны стать отечественные производители, представители администрации регионов, которым придется понять, какое кино нужно делать, чтобы выйти на международный уровень.
- Можно ли сказать, что второй "Китоврас" отличается от первого?
- По сравнению с прошлым годом произошел качественный скачок и по количеству стран-участниц, и по качеству фильмов, и по организации самого фестиваля. "Китоврас" идет семимильными шагами. Надеюсь, что на третьем фестивале произойдет прорыв.
Уже прошлогодний фестиваль дал очень хорошие результаты. А в этом году номинаций стало больше, потому что на первом форуме нам пришлось обойти отдельные фильмы из-за отсутствия подходящих номинаций. Но и в этот раз при 11 номинациях нам не хватило еще одной, в которой бы награждались телевизионные каналы, развивающие туризм. Эфирное кино очень сильно отличается от рекламного. Эфирное более познавательное, его продолжительность составляет не менее 26 минут. Просмотрев такой фильм, можно даже спланировать поездку, а рекламный ролик способен лишь вызвать желание поехать в то или иное место, но дальше все равно придется обращаться к туроператорам.