Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Скандал со включением итальянского премьера Сильвио Берлускони в число "торговцев людьми" в ежегодном докладе госдепартамента США может приблизить и без того неминуемую отставку премьера. Имя Берлускони было включено в публикуемый госдепартаментом каждый год доклад о human trafficking (торговле людьми) без дополнительных расследований – американские дипломаты всего лишь перечислили обвинения, которые Берлускони предъявляются на судебном процессе на родине.
Дело тут не только в оскорбительности формулировок, хотя, естественно, Берлускони вряд ли улыбается перспектива остаться в списке людей, связанных с торговлей людьми и поощряющих детскую проституцию (а чиновники госдепартамента зачислили его именно по этому непочетному ведомству).
Конечно, готовя доклад, госдепартамент мог бы вспомнить и о презумпции невиновности – вина Берлускони пока не доказана. Но сенсационные заголовки по всему миру обеспечены.
Первый приходящий в голову обывателя вопрос – как такой человек мог прийти к власти в одной из крупнейших стран Западной Европы? Впрочем, вслед за этим вопросом перед итальянским обывателем встает другой, более практичный. Чем можно заменить политическую систему, благодаря которой Берлускони смог 18 лет держаться в центре итальянской политики? Для сравнения: незабвенный Леонид Ильич Брежнев столько же лет правил Советским Союзом.
Основой для обвинений на судебном процессе в Италии стала история "дружеской" связи Берлускони с ныне восемнадцатилетней марокканкой Каримой эль-Маруг (прозвище – Руби Сердцеедка). Биография этой девушки очень типична для сегодняшней Европы. Подобно миллионам мигрантов, Руби боролась за жизнь в чужой стране тем оружием, которым наделила ее природа, – сексуальной привлекательностью. Достоверно известно только то, что она бывала на вилле у Берлускони в шестнадцатилетнем возрасте, а сам "Кавальеро" (прозвище Берлускони) впоследствии вызволил ее из тюрьмы, куда она попала за кражу.
Обвинение Берлускони в связи с несовершеннолетней строится на записях телефонных разговоров Сердцеедки, в которых она утверждала, будто запросила у Берлускони 5 миллионов евро за свое молчание (Берлускони стал миллиардером еще в восьмидесятые годы, и эта сумма явно была ему по силам). В Италии запрещено пользоваться интимными услугами девушек до семнадцати лет. Берлускони признает, что знает Руби лично, но все обвинения отрицает, объясняя свою помощь ей исключительно заботой о молодежи.
"В стране с опытом демократического правления проблему решили бы лидеры правящей партии "Народ свободы", – считает профессор Федерико Варезе, автор книги о связях мафии с итальянскими политическими кругами. – Но в Италии правящая партия – это фактически собственность Берлускони. Она не предъявляет к нему претензий".
Берлускони вошел в итальянскую политику в 1994 году, когда основанная и финансируемая им партия "Вперед, Италия" победила на парламентских выборах. С тех пор название опекаемой миллиардером партии менялось, но главной фигурой во всех этих политических образованиях оставался Берлускони. Голосуя за его партии, итальянцы голосовали прежде всего за него.
Кроме того, отмечает Варезе, хотя Берлускони и неспособен запретить критиковать себя в печатных СМИ и интернете, он тщательно следит за своим имиджем на принадлежащих ему частных телеканалах, и неплохо смотрится на государственном ТВ. "Кавальеро" пользуется также лояльностью "прикормленных" бизнеса и церкви. А поскольку средний итальянец не интересуется дебатами ненавидящих Берлускони интеллектуалов, то и голосует народ за то лицо, которое чаще всего показывают по телевизору. А это лицо не меняется уже 18 лет, с первой победы партии "Вперед, Италия" в 1994 году.
Подобная ситуация не понаслышке известна гражданам многих постсоветских государств, но история с Берлускони все-таки не выдерживает прямых параллелей с большинством стран СНГ.
"В Италии, в отличие от брежневского Советского Союза, все 18 лет доминирования Берлускони регулярно проходили настоящие выборы, на смену ему периодически приходили другие премьеры, – отмечает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Активно действуют и суд, и независимые прокуроры. После множества скандалов кабинет Берлускони едва устоял после голосования в парламенте о доверии правительству несколько недель назад. Трещит и коалиция партии Берлускони с его главным партнером – Северной Лигой. Власть Берлускони уже ограничена, а дальше дела с суверенным долгом, да и вообще с финансово-экономическим положением Италии пойдут, скорее всего, только хуже. Так что дни Берлускони у власти сочтены, его отставка – это вопрос месяцев, а не лет".
Беда в том, что, похоже, и у оппонентов Берлускони нет ответа на волнующие итальянцев вопросы. Период послевоенного экономического бума давно закончился, а делать деньги по-новому получается отнюдь не у большинства населения. Во весь рост встает не только миграционная проблема, задевшая Берлускони крылом красотки Руби, но и проблемы пенсий, занятости, суверенного долга.
На последнем саммите Евросоюза президент Николя Саркози и канцлер Ангела Меркель демонстративно игнорировали Берлускони, показывая, что не верят в его способность решать все эти проблемы. Справиться с ними сможет только действительно новая, реформированная Европа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции