МОСКВА, 31 окт - РИА Новости. Разделение министерства образования и науки РФ на два ведомства - "школьного" и "вузовско-научного" - может помочь научному сообществу благодаря тому, что сфере науки будет уделяться больше внимания, считают опрошенные РИА Новости ученые, многие из которых, однако, не считают, что реформа будет иметь значимые последствия для этой сферы.
В понедельник газета "Московские новости" со ссылкой на источник в правительстве сообщила, что Минобрнауки разделят после смены правительства в 2012 году. По информации издания, первая часть будет определять политику в отношении детских садов и школ, а вторая - среднеспециальных и высших учебных заведений. Второе ведомство также будет отвечать за реализацию госполитики в области науки.
В январе 2011 года помощник президента РФ Аркадий Дворкович заявлял, что у Минобрнауки "слишком широкий спектр вопросов" и его необходимо разделить на два ведомства, при этом сам он готов возглавить "министерство просвещения", то есть школьного образования.
В марте 2010 года были ликвидированы два агентства Минобрнауки - Рособразования и Роснаука. После этого многие ученые высказывались в поддержку разделения всего министерства на "образовательную" и "научную" части.
Академик-секретарь Отделения физических наук РАН Виктор Матвеев, полагает, что после разделения вопросам развития науки будет уделяться больше внимания.
"Это здравое решение, очевидно, что в министерстве было слишком много разнородных функций, возможно при таком разделении ведомство сможет больше внимания уделять именно науке", - сказал академик.
Его коллега, член бюро ОФН Эдуард Кругляков, скептически относится к предлагаемой реформе.
"От перестановки мест слагаемых сумма не меняется", - сказал академик. По его мнению, разделение Минобрнауки существенным образом не повлияет на ситуацию в российской науке.
Заведующий лабораториями Института молекулярной генетики и Института биологии гена РАН и Университета Ратгерса (США) Константин Северинов считает, что может возникнуть риск, связанный с несогласованностью требований при переходе от среднего образования к специальному и высшему образованию.
"Важно, чтобы требования к выпускникам школ и требования к абитуриентам были согласованы, я думаю, что это, конечно, предусмотрено", - сказал Северинов. По его словам, профориентация начинается еще в школе, поэтому важно, чтобы связи сохранялись.
Он отметил, что конечно было бы разумно, если бы, например такими разнородными вещами, как организация работы и детских садов и распределением грантов для научных институтов занимались разные организации.
Заместитель директора Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд полагает, что реформа может надолго застопорить работу министерства.
По его мнению, такая мера была бы "разумна в разумной стране". "Но у нас любая реформа означает месяцы полной недееспособности министерства", - сказал он.