МОСКВА, 31 окт - РИА Новости. Строительство Транскаспийского газопровода невозможно без согласия всех прикаспийских государств, и Россия должна занимать более жесткую позицию по этому вопросу, такое мнение высказали в понедельник российские эксперты в интервью РИА Новости.
На минувшей неделе, как сообщил ряд СМИ со ссылкой на заместителя главы азербайджанского МИД Махмуда Мамедкулиева, Евросоюз приступил к трехсторонним переговорам ЕС-Туркменистан-Азербайджан по подписанию юридически обязывающего соглашения в целях реализации проекта Транскаспийского газопровода (ТКГ), который призван поставлять газ в Европу в обход РФ для снижения зависимости от российского топлива. Нынешние встречи являются продолжением предыдущих усилий ЕС, которые были предприняты в конце сентября делегацией Евросоюза во главе с чрезвычайным и полномочным послом ЕС в Туркменистане (резиденция в Астане) Норбером Жустеном. Европосланники пытаются убедить Ашхабад присоединиться к проекту ТКГ.
Невмешательство в решение проблем Каспия
"Я убежден, что в основу таких серьезных инфраструктурных проектов должно быть положено два принципа. Первый - это консенсус всех пяти государств региона, без согласия которых невозможно ни строительство ТКГ, ни реализация других подобных проектов, связанных с дном Каспийского моря. И второй - это должен быть консенсус именно пяти государств без привлечения каких-то других игроков - ни Вашингтон, ни Брюссель, ни Пекин не должны быть задействованы в решении проблем Каспия, что, как мы видим, сегодня происходит", - считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Президент РФ Дмитрий Медведев на совещании с постоянными членами Совбеза 14 октября заявил, что строительство транскаспийского газопровода требует согласования позиций всех государств региона Каспийского моря.
Эксперт отметил, что вслед за Вашингтоном к уговорам Баку и Ашхабада предпринимать шаги без согласования с партнерами по принципу "мы и сами с усами" подключились и европейские политики - глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и комиссар по энергетике от Евросоюза Гюнтер Этингер.
"Понятно, почему это происходит, но согласиться с этим, с такой трактовкой мы никак не можем, тем более что юридически позиция России адекватна и сильна", - подчеркнул Симонов.
Статус Каспия
Глава фонда напомнил также, что прежде чем принимать решение об участии в проекте Туркмении придется урегулировать с Азербайджаном проблему принадлежности нефтегазового месторождения "Сердар" ("Кяпаз").
"Не стоит забывать, что у многих стран Каспия существуют определенные территориальные споры и все они по-разному трактуют принадлежность того или иного месторождения, что еще раз доказывает сложность ситуации. Если мы хотим ситуацию там взорвать и привести к военному столкновению, то можно провоцировать и строительство Транскаспийского газопровода", - отметил Симонов, добавив, что прежде всего необходим поиск полноценного и всеобъемлющего компромисса о статусе Каспия.
Транскаспийский газопровод, который должен соединить Туркмению и Азербайджан, является одним из самых слабых звеньев газопровода "Набукко" из-за нерешенности вопроса о правовом статусе Каспийского моря. Это стало особенно очевидно, после того как Евросоюз официально принял решение провести переговоры с Туркменией и Азербайджаном по вопросу строительства газопровода по дну Каспия - Транскаспийского газопровода. Если Туркмения и Азербайджан считают, что для реализации подобного проекта достаточно согласия стран, по территории которых будет проходить газопровод, то Россия и Иран высказались однозначно против такого подхода. Они считают, что для реализации подобных проектов необходимо согласие всех пяти Прикаспийских государств.
Спрос повышает возможности
Что касается потенциала проекта, то Симонов выразил по этому поводу серьезные сомнения.
"У "Набукко" проблемы с ресурсной базой колоссальные. Сегодня можно рассчитывать только на 10 миллиардов кубов из Азербайджана. Почему? Потому что Иран отрезан политическими санкциями, в Ираке газ нужен для восстановления экономики, а это в основном попутный газ от нефтяных проектов. Газовые же месторождения даже пока не распределены на тендерах, поэтому невозможно понять, когда там появится этот газ на рынке", - сказал Симонов.
Проект газопровода "Набукко" предполагает транспортировку природного газа из каспийского региона в европейские страны в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Магистраль протяженностью 3,3 тысячи километров станет продолжением уже построенного газопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум и рассчитана на ежегодную транспортировку 30 миллиардов кубометров газа. Проект приблизительно оценивается в 7,9 миллиарда евро.
По словам Симонова, Европа просто вынуждена "подтягивать" к проекту Туркмению. "У Азербайджана есть проект второй очереди Шах-Дениз, это 17 миллиардов кубов к 2017 году, при этом 6 миллиардов кубов уже обещаны Турции. Таким образом, остается 10 миллиардов кубов, это при том, что там уже три трубы, европейцы готовы этот газ забирать. Помимо "Набукко", это два даже более перспективных газопровода - TAP и ITGI. Суммарная мощность всех трех - 50 миллиардов кубометров. Где их взять?" - задается вопросом гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности.
Он отметил, что несложные расчеты показывают: спрос сегодня только по трем европейским трубам фактически уже в четыре с лишним раза превышает возможности Азербайджана. "Азербайджанский газ готовы покупать все, один только нюанс, что этого газа просто нет. Но есть 10 миллиардов кубов в 2017 году, на которые стоит огромная очередь. Таким образом, у "Набукко" и у других проектов, которые входят в "Южный коридор", колоссальные проблемы с ресурсной базой", - заключил Симонов.
"Южный поток" под ударом
Эксперт выразил мнение, что в условиях, когда Европа, по сути, объявила войну российскому проекту "Южный поток", Москва вряд ли должна соблюдать приличия. "В условиях, когда европейцы заявляют, что они не представят "Южному потоку" исключения из правил Третьего энергетического пакета и готовы сорвать его реализацию, Россия вовсе не обязана расстилать ковровую дорожку экономически невыгодному для себя проекту ТКГ. Это логично и правильно", - считает он.
Более того, российские власти, убежден он, должны занять более жесткую позицию по этому вопросу. "С нашей стороны слышны неуверенные заявления, в то время когда туркменский МИД позволяет себе откровенно хамские высказывания относительно строительства Транскаспия. И это уже переходит допустимые границы. А мы очень пассивно за этим наблюдаем", - сказал он.
Амбиции Ашхабада
МИД Туркмении 18 октября в статье "Энергетическая стратегия Туркменистана: европейский вектор сотрудничества" заявил, что строительство Транскаспийского трубопровода - это суверенное право государств, по участкам дна которых он будет проходить.
В настоящее время Туркмения поставляет природный газ в Россию, Китай и Иран.
Что касается туркменских амбиций, то Симонов считает их не вполне обоснованными с учетом того, что в случае подключения к проекту Ашхабад вынужден будет за свой счет построить отрезок "трубы" от берега до морской границы туркменской исключительной экономической зоны.
"У Туркмении нет для этого ни опыта, ни денег. И вообще, я думаю, что они ничего не собираются строить самостоятельно. Просто надеются, что все это будет делаться другими в масштабах консорциума, а деньги дадут те же европейцы или американские компании. Принцип тут простой: "Денег не дадим, стройте, что хотите, а доходы - нам", - уверен эксперт.
Милитаризация Каспия
Он отметил и еще один немаловажный аспект проблемы: не исключена милитаризация региона под предлогом защиты инфраструктуры ТКГ.
"Я думаю, что требование о развертывании военного присутствия США и Евросоюз могут выдвинуть даже не после, а до строительства газопровода. Так что это еще один аргумент в пользу того, что Россия должна активно противодействовать строительству этой "трубы", - подчеркнул глава фонда.
Возможные риски
С позицией по поводу того, что строительство ТКГ невозможно без согласия всех прикаспийских государств согласен и заместитель председателя Госдумы РФ, президент Российского газового общества Валерий Язев.
Он считает, что решения ЕС о начале полномасштабных переговоров по ТКГ "принято без учета реально существующей сегодня международно-правовой и геополитической ситуации в Каспийском бассейне".
Вице-спикер нижней палаты российского парламента напомнил, что государства "каспийской пятерки" договорились о том, что все основные вопросы деятельности в Каспийском море решаются только самими прибрежными странами. Этот принцип, подчеркнул он, закреплен в политически обязывающей Декларации, подписанной 16 октября 2007 года главами прикаспийских государств по итогам Второго каспийского саммита в Тегеране. Он подтвержден и в Совместном заявлении президентов по итогам Третьего каспийского саммита в Баку 18 ноября 2010 года.
По словам Язева, планы прокладки магистрального транскаспийского трубопровода в замкнутом водоеме с повышенной сейсмической активностью и большой тектоникой дна относятся как раз к такого рода вопросам. "Нетрудно предположить, что авария на ТКГ, если такая случится, может вызвать серьезную экологическую катастрофу, которая может иметь катастрофические масштабы не только для стран, которые будут задействованы в "трубе", но и для всех прикаспийских государств", - предупреждает парламентарий.
"Да, ряд стран добывает минеральные ресурсы со дна и перекачивает их трубопроводами на берег. Но предлагаемый проект - нечто иное, куда более серьезное и потенциально опасное сооружение. Евросоюз от этого "подарка" находится на тридевять земель, и его риски не сопоставимы с теми, которые предлагаются прикаспийским странам", - отметил Язев.
Внешнеполитическое ведомство России недавно заявило, что попытки вмешательства в каспийские дела извне, тем более по вопросам, являющимся чувствительными для членов "каспийской пятерки", способны весьма серьезно осложнить ситуацию в этом регионе, отрицательно сказаться на ведущихся пятисторонних переговорах по новому правовому статусу Каспийского моря.
"Решения по столь масштабным проектам должны приниматься при участии всех прикаспийских государств. И эту позицию, которую подтвердил недавно российский президент, ЕС должно учитывать в своих планах", - отметил вице-спикер Госдумы.
Язев сказал также, что в ситуации, когда международный статус Каспия не определен, "нереально построить Транскаспийский трубопровод".
"По сути, это всегда было внутреннее море Советского Союза, несмотря на то, что часть имеет Иран - с ним было отдельное соглашение. В таких условиях строить такое сооружение как газопровод - невозможно", - сказал он.