Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
31 октября население Земли перешагнуло рубеж в 7 млрд. Дата, конечно, условная - точно сказать, когда и где появится семимиллиардный житель Земли, невозможно, но эксперты ООН решили назначить местом глобального изменения демографической ситуации российский Калининград. Так или иначе, семь миллиардов - это повод для дискуссии. Способна ли наша планета обеспечить такое количество людей всем необходимым? Как должна функционировать экономика, чтобы люди не голодали? А может быть, никакой проблемы вообще нет? Ведь ряд ученых считает цифру 7 млрд Рубиконом, перешагнув который человечество начнет стремительно сокращаться.
Сколько выдержит Земля
Споры о том, сколько человек способна выдержать Земля, идут не одну сотню лет. Нынешние семь миллиардов - много это или мало?
Директор Института демографических исследований Игорь Белобородов считает, что в масштабах планеты это капля в море. Скажем, все 7 млрд землян можно разместить на территории Австралии, выделив каждому по 1 кв. км - при этом еще около 600 млн кв. км австралийской земли остались бы незаселенными!
С меньшим комфортом - по 42 кв. м на человека - население планеты могло б разместиться в американском штате Аризона. Белобородов уверен, что численность землян без всякого риска можно увеличить многократно. В доказательство демограф приводит расчеты профессора Политехнического университета Бухареста Виорела Бадеску, согласно которым, планета способна выдержать 1,3 квадриллиона человек (цифра с 15 нулями)!
Правда, в исследованиях Бадеску речь шла о так называемом термодинамическом пределе, когда планета не сможет рассеивать тепло, излучаемое людьми (что приведет к катастрофе). При этом Бадеску не учитывал тепло, излучаемое техносферой - в будущем технологии могут измениться до неузнаваемости. По той же причине за скобками остался вопрос обеспеченности землян ресурсами.
Ученые полагают, что предельный размер населения Земли значительно превышает нынешние 7 млрд. "Биологические расчеты показывают, что планета выдерживает порядка 12 млрд человек", - говорит директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. "Я не вижу никаких проблем, - комментирует седьмой миллиард директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. - Во времена Мальтуса плакали, что Земля не прокормит 4 млрд населения - выяснилось, что прокормит".
Еда и вода
Но проблема обеспечения землян продовольствием и водой остра - по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), сегодня в мире голодает более 1 млрд человек, а чтобы накормить население, которое к 2050 году может достичь 9 млрд, нужно увеличить производство продовольствия на 70%.
С водой дела обстоят не лучше. По данным директора Института водных ресурсов Российской академии наук Виктора Данилова-Данильяна, 1,1 млрд человек живут в состоянии водного кризиса, то есть испытывают нехватку воды постоянно, 365 дней в году. Еще от 700 тыс. до 900 тыс. человек сталкиваются с дефицитом воды периодически.
Однако ученые подчеркивают, что обеспеченность водой и едой зависит не столько от природных условий, сколько от технологий, с помощью которых производится продовольствие и используются водные ресурсы.
"Европа слабо обеспечена водой, но, в отличие от других стран, где такое же количество воды на душу населения, она научилась хорошо этой водой распоряжаться, в Европе практически нет непроизводительных затрат воды, - говорит Виктор Данилов-Данильян. - Пример Европы показывает, что и небольшим количеством воды можно обойтись в очень эффективной экономике".
Угрозы физической нехватки продовольствия в мире, по мнению президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, тоже не существует. Ресурс для наращивания производства зерна велик, его ограничивает лишь дефицит платежеспособного спроса. Проблема не в том, что нет продовольствия, а в том, что бедные страны не могут за него заплатить.
Эффективность экономики и есть самый главный ресурс, да и корреляция численности землян с развитием экономических систем прослеживается довольно легко.
Бремя белого человека?
Та же Англия, став эпицентром промышленной революции, показала, что люди могут не голодать. Индустриализация сельского хозяйства во второй половине XIX века позволила европейцам и американцам есть досыта. И с XIX века начинается стремительный рост населения планеты - к 1935 году на Земле жили уже 2 млрд человек. Правда, население Земли прирастало не столько и не только Европой, сколько европейскими колониями в Азии и Африке - передача сначала медицинских, затем некоторых промышленных технологий резко сократила там смертность, зато рождаемость осталась высокой.
Чего не скажешь о Старом Свете, где рост благосостояния и продолжительности жизни сопровождались снижением рождаемости. В индустриальном обществе рождение детей теряет экономический смысл - из дополнительных рабочих рук они становятся обузой.
Инициировав демографический взрыв в своих бывших колониях, Запад де-факто взвалил на себя ответственность за их судьбу - это и бесплатная помощь слаборазвитым странам, и прием мигрантов из них. Справедливо ли это?
Ловушка глобализации
Европейская цивилизация сама создала экономическую модель, позволяющую ей жить безбедно. Другие не смогли. Но вряд ли Европа добилась бы успеха без трудовых и сырьевых ресурсов колоний и методов отнюдь не экономических.
Колонии - дело прошлое, но и сегодня так называемый "золотой миллиард" потребляет львиную долю мировых ресурсов. Только США используют четверть добываемой на планете нефти. Как уверяет российский ученый и публицист Сергей Кара-Мурза, если половина человечества захочет потреблять ресурсы в таком же объеме - их просто не хватит.
Парадокс в том, что большей части человечества эти ресурсы ни к чему - экономики многих стран просто не найдут применения собственным природным богатствам. Россия, Нигерия или Саудовская Аравия продают свою нефть отнюдь не под военным давлением.
Проблема бедности и голода, по версии некоторых экономистов, не в несправедливом распределении ресурсов, а в слишком жесткой глобальной конкуренции. "В 1960-70-е гг. конкуренция была стимулом, сейчас это удавка на шее, - считает Михаил Делягин. - Вы не идиот и не патологический бездельник, но если вы делаете что-то чуть хуже, чем ваш конкурент (транснациональные компании), то вашу продукцию не купят, и у вас не будет денег".
Раздел практически всех мировых рынков между глобальными корпорациями, по мнению Делягина, не дает экономикам слаборазвитых стран шанса эффективно работать даже на самих себя.
Впрочем, некоторые из развивающихся стран смогли извлечь пользу из экспансии ТНК. Повезло, например, Юго-Восточной Азии и Китаю, которые стали производственной площадкой международных компаний.
Не бойтесь марширующих китайцев
Углядев в Китае неисчерпаемый источник дешевой рабочей силы и начав в массовом порядке переводить туда свои производства, западный мир создал проблему, с которой сам не знает, что делать.
Во-первых, Запад посадил себя на "китайскую иглу" - без китайского производства и рынка мировой экономике грозит коллапс. Во-вторых, за какие-то три десятилетия (если читать отправной точкой реформ пленум ЦК КПК 1978 года) на политической карте мира появился агрессивный игрок, готовый оспаривать роль мирового гегемона.
Китай уже стал второй по размеру экономикой мира, и накануне кризиса китайскому юаню прочили роль если не мировой, то региональной валюты. Сегодня Китай примеряет на себя роль спасителя Европы, заявляя о готовности участвовать в Европейском фонде финансовой стабилизации (ЕФФС). "У них есть глобальный тренд на доминирование не только на рынках, но и в структурах, определяющих политику, - говорит директор Центра макроэкономических исследований компании BDO в России Елена Матросова.
Вдобавок в распоряжении Китая есть оружие, которого нет у Европы и США - более чем миллиардное население, которое тоже осуществляет экспансию. "Желтая волна", захлестывающая континенты, уже стала страшным сном футурологов.
А в самой Поднебесной знают, какую пользу могут принести китайцы, живущие за рубежом: первыми иностранными инвесторами в экономику КНР стали этнические китайцы, обосновавшиеся в Юго-Восточной Азии. Теперь китайская диаспора контролирует от 50% до 80% частного капитала в этом регионе.
Правда, сегодня многие экономисты сомневаются: а так ли силен "китайский дракон"? Страна слишком зависима от внешних факторов - от импорта западных технологий, от американского и европейского рынков.
Экономика КНР, по мнению управляющего директора ГК "Тройка Диалог" Евгения Гавриленкова, страдает от избыточного инвестирования, поддерживаемого государством. Увеличить емкость внутреннего рынка за счет роста доходов власти Китая не могут - это приведет к подорожанию китайского экспорта и утрате главного конкурентного преимущества. А попытка стимулировать внутренний спрос путем кредитования обернулась угрозой долгового кризиса.
Поворотный пункт?
"Демографическое оружие" КНР скоро тоже начнет терять остроту. Государственные программы по контролю над рождаемостью, по мнению экспертов, приведут к смене демографического тренда.
"Примерно с 2020 года Китай начнет сокращать население, - поясняет Борис Кагарлицкий. - В Индии ситуация более сложная, но, по всей видимости, с 2040-2050-х начнется перелом - либо к стабилизации, либо к сокращению".
Ученый считает, что концу нынешнего столетия тенденция к снижению численности населения станет всеобщей, а цифра в 7 млрд человек - рубежом, по достижении которого население Земли начнет сокращаться.
"Наверняка этот миллиард был последним, - согласен Игорь Белобородов. - Рождаемость падает на всех континентах. В Иране сегодня европейская рождаемость, Турция приближается к этому уровню, страны Магриба - Алжир, Тунис, Марокко - тоже имеют почти европейскую рождаемость".
Более того, директор Института демографических исследований даже опасается, как бы чрезмерные усилия по контролю над рождаемостью в перспективе не привели к вымиранию человечества.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции