Большинство погибших в крушении "Титаника" были пассажирами третьего класса и членами команды. Катастрофа унесла жизни более полутора тысяч человек, и выживших оказалось гораздо больше среди тех, кто путешествовал первым и вторым классом.
Многие исследователи связывали это с особенностями проектировки судна, которая предусматривала ряд ограничений для пассажиров третьего класса.
Но дальнейшее расследование показало, что причины гибели менее обеспеченных путешественников, скорее всего, были гораздо более прозаичными.
Спасали не всех
Каюты третьего класса, как и каюты команды, находились в трюмах, а прогулочные зоны – на нижних палубах в кормовой части судна.
От прогулочных палуб более состоятельных пассажиров они были отделены специальными заграждениями: на лестницах, ведущих на верхние палубы, были установлены складывающиеся металлические ворота, ключи от которых находились у стюардов. По некоторым данным, наличия таких межпалубных перегородок требовало тогдашнее американское миграционное законодательство.
Часть кают третьего класса располагалась на уровне ватерлинии, еще часть – ниже этого уровня. Именно поэтому пассажиры третьего класса первыми почувствовали столкновение с айсбергом.
Практически сразу после столкновения во многие каюты начала заливаться вода. Люди высыпали в коридор в поисках выхода на верхние палубы, но большинство из них так и не смогли выбраться наверх.
После столкновения "Титаника" с дрейфующим айсбергом команда была занята спасением пассажиров первого и второго классов, фактически бросив обитателей нижних палуб на произвол судьбы.
Такой подход вполне соответствовал духу времени – в начале XX века не было принято скрывать разницу в отношении к бедным и богатым. Учитывая то, что пассажирами третьего класса были, в основном, мигранты, ехавшие в Америку на заработки, членам команды и в голову бы не пришло поступить иначе.
Заперты? Не заперты?
На первом расследовании причин крушения "Титаника", начавшемся в Вашингтоне через несколько дней после трагедии, большое внимание было уделено судьбе пассажиров третьего класса. Главный вопрос заключался в том, были ли заперты выходы с нижних палуб.
Все допрошенные члены команды в один голос утверждали, что никаких ограничений для пассажиров третьего класса не было и выходить на шлюпочную палубу им не запрещалось. Однако показания некоторых пассажиров говорили об обратном.
Так, путешествовавший первым классом американский писатель Арчибальд Грейси утверждал, что уже после того как все спасательные шлюпки были спущены на воду, из трюма "Титаника" на шлюпочную палубу выбежало огромное количество людей.
Показания Грейси заставили следователей начать поиски выживших пассажиров третьего класса.
Просто не знали, что делать
Уильям Олден Смит, возглавлявший следственный подкомитет американского сената, отправился из Вашингтона в Нью-Йорк, чтобы отыскать хоть кого-то из них.
С помощью ирландской и еврейской общин Нью-Йорка ему удалось найти троих. Однако никто из них не подтвердил информацию о том, что проход на верхние палубы был перекрыт. В итоге следователи пришли к выводу, что многие пассажиры третьего класса погибли из-за собственной нерешительности и незнания английского языка.
В ходе расследования выяснилось, что некоторые пассажиры боялись подниматься на шлюпочную палубу, считая это небезопасным; другие же спорили друг с другом и не могли решить, что делать.
Не последнюю роль в этом сыграл языковой барьер – многие пассажиры не говорили по-английски, а потому не могли понять друг друга или хотя бы прочитать надписи на указателях, ведущих на верхние палубы.
Когда некоторым все же удалось выбраться на шлюпочную палубу, почти все шлюпки "Титаника" уже были спущены на воду. На палубе оставалось лишь несколько складных шлюпок, которые команда собиралась спустить в последнюю очередь. В них-то и спаслись сумевшие выбраться из трюмов пассажиры третьего класса.