Специальный корреспондент агентства "Р-Спорт" на турнире WTA Championships Андрей Симоненко рассказывает в четвертой записи стамбульского блога о самом драматичном матче группового этапа итогового чемпионата года.
Польские болельщики выпустили из рук красно-белые флаги и, обхватив головы, с тоской в глазах взирали на корт, где Агнешка Радваньска уступала Вере Звонаревой 3:5 и 15:40 в решающей партии. Восторженные вопли болельщиков российских то и дело прорезали академичную тишину зала "Синан Эрдем". Ни те, ни другие не сомневались в победе Звонаревой - насколько убедительно выглядела россиянка в третьем сете, настолько безнадежно развалилась полячка. Как результат матча через считанные минуты мог оказаться противоположным?
Ответ на этот вопрос прост. Это теннис, история которого знает немало случаев того, как игроки выбираются из подобных ситуаций. Если брать самые знаменитые для российского спорта эпизоды, то в первую очередь приходит в голову исторический полуфинальный матч Кубка Дэвиса 1995 года между сборными России и Германии, в котором Андрей Чесноков отыграл 9 матчболов у Михаэля Штиха и получил за это от президента России Бориса Ельцина орден Мужества. Важности момента тогда добавил тот факт, что поединок Штиха и Чеснокова проходил при равном счете и был решающим.
Если же все-таки попытаться не констатировать факт словом "бывает", а попробовать объяснить, как такое может быть, то дело здесь в особенности тенниса, в котором игра продолжается до последнего выигранного победного очка, а не 90 минут, как в футболе, или 60, как в хоккее. В хоккее счет 5:0 означает победу, потому что отыграться просто не хватит времени (хотя и тут бывает всякое). В теннисе, какой бы ни был счет, игроков с корта никто не выгонит, пока не будет выигран матчбол.
А сделать это - взять последнее очко - вещь очень сложная. Потому что любой теннисист, как бы плохо он ни играл, перед матчболом собирает в кулак все оставшиеся у него ресурсы. Встает на линию подачи или на прием с мыслью - умирать, так с музыкой. И дожать агонизирующего соперника в этот момент - особое умение. Которым владеют в совершенстве далеко не все игроки, даже среди элитных. Помните про ту самую невидимую нить, о которой я писал в предыдущей записи блога? На матчболе, в безнадежной вроде бы ситуации игрок схватится за ускользающий конец этой нити так крепко и отчаянно, как утопающий за соломинку, как срывающийся со скалы альпинист за канат. И поэтому для победы в теннисном матче нужно проявить сверхусилие именно в его концовке.
Матч Звонаревой и Радваньской изначально развивался очень нервно.
Керосина в огонь полыхающей психики обеих теннисисток добавила Женская теннисная ассоциация, которая еще накануне объявила, что поражение в этой встрече будет означать вылет из чемпионата. Как бы ни уверял любой игрок о том, что о результате он на корте не думает - это неправда. Иначе не было бы никакой разницы, играть ли в теннис просто так, для собственного удовольствия - или на победу в итоговом чемпионате года. Так вот, это только в конце матча российской и польской теннисисток WTA, проведя сложные математические операции, исправила саму себя и заявила, что вылетела из Красной группы Каролина Возняцки. А для Звонаревой поражение сохраняло теоретические шансы на выход в полуфинал. Но это стало известно только потом…
Обоюдное нервное напряжение привело к тому, что Звонарева и Радваньска показали теннис, мягко говоря, очень посредственного качества. На протяжении первых двух партий теннисистки выдавали ошибки сериями. Сначала ракетка вываливалась из рук у Радваньской (6:1 в пользу Звонаревой в первой партии), а затем уже настал черед россиянки лепить горбатого и отдавать второй сет - 2:6. В третьем же сете Звонарева собралась и добилась, как всем тогда показалось, решающего преимущества…
То, что начало происходить в середине партии, когда россиянка почувствовала близость победы, а полячка - угрозу поражения, я больше никогда вспоминать не хочу. Нам такой теннис не нужен. "Да в такую игру мы с Глебом Шатуновским, моим другом с телеканала "Евроньюс", обычно рубимся", - сказал я сидящему рядом коллеге, когда теннисистки устроили очередную перекидку мяча с использованием приемов типа "лопата" и "черпак". Коллега, до того момента по своей традиции яростно материвший российскую теннисистку, чтобы та лучше играла, ничего не ответил - бранные слова у него уже закончились. Он просто изумленно взирал на происходящее.
Нельзя, конечно, не отдать должное бойцовским качествам Радваньской. Но приходится констатировать - она, даже вытягивая матч из безнадежной ситуации, совершенно ничего не показала. Как и Мария Шарапова накануне сама отдала игру китаянке Ли На, так и Звонарева сделала то же самое. Только более изощренным способом. Когда Радваньска сравняла счет до 5:5, Звонарева потеряла всякое самообладание. Она резким жестом приказала своему тренеру Алексею Агееву уйти с корта (хотя потом на пресс-конференции и заявила, что он ушел сам), и остаток матча просто распуляла все мячи по сторонам.
На пресс-конференции стало ясно, что Звонарева действительно очень сильно недовольна той чехардой со сменой тренеров, которая происходила в ее карьере на протяжении последних двух лет. Веру никто не просил, вообще-то, говорить об этом - но она снова и снова, не обращая внимания на задаваемые ей вопросы, возвращалась к этой теме. С нескрываемой обидой в глазах обвиняла тех, кто с ней работал в последнее время, в том, что они не дали ей совершенно ничего. И вспоминала Сэма Сьюмика, нынешнего тренера Виктории Азаренко, который, по ее словам, привел ее в элиту мирового тенниса.
Вера говорила все это так, будто только что провела свой последний матч года. Но мы ждем вечера - потому что Петра Квитова показывает здесь блестящий теннис. И ее победа над Радваньской в двух партиях, которая выведет Звонареву в полуфинал, является самым вероятным исходом. Говорите, этот матч для Квитовой в спортивном отношении ничего не значит? Ничего подобного. В Стамбуле за каждый выигрыш теннисистки получают сумму, которой достаточно для покупки, к примеру, новой BMW X6. Думаю, даже Квитова не откажется пополнить свой гараж подобным шедевром немецкого автопрома.
upd
Матч Квитовой и Радваньской "подарил" еще один сноп нервных переживаний. При счете 1:5 не в пользу чешки в первой партии Агнешка была в одном гейме от попадания в полуфинал. И в этот момент казалось, что в теннисном мире нет никакой справедливости, потому что Квитова, полностью переигрывая соперницу, один мяч за другим отправляла куда угодно, но не в корт. В глубине мозга, конечно, шевелилась еще мысль о возможном чемодане с понятно каким содержимым, подвезенным с утра польской делегацией в номер Петры. Но ее все-таки хотелось постоянно отгонять - участницам WTA Championships и так неплохо платят.
К счастью, Квитова проснулась вовремя - и, главное, бесповоротно. Не дав Радваньской ни одного сет-бола, она сравняла счет, а потом, после секундной заминки при счете 5:5, уверенно взяла тай-брейк. Во втором сете ключевым стал седьмой гейм при счете 3:3. Агнешка вдруг забегала с сумасшедшей скоростью и начала тянуть мяч за мячом из невероятных ситуаций. Но Квитова уперлась так, как будто это ее, а не Звонаревой, судьба решалась в этот момент. На этом силы у полячки закончились - 7:6, 6:3 в пользу Квитовой, читай, Звонаревой. Вера в полуфинале, где она сыграет с Викторией Азаренко.
И я думаю, что не одно российское спортивное издание использует теперь заголовок "Dekuji, Petra!"