На важных показах БФМ в залах всегда, как на коктебельском пляже в июле, зрители сидят в два-три слоя. Знают: следующий фестиваль только через год, а одним интернетом сыт не будешь.
В этом году фестивальная программа не просто большая, а гигантская. Всего за десять дней организаторам нужно ответить за всех: за только начинающий выходить из комы "Союзмультфильм", за призрачную прокатную систему независимой анимации, за бойкот любой мало-мальски самостоятельной студии на ТВ, за нашу многолетнюю и глухую изоляцию от мировых анимационных трендов. И они отвечают: даже краткий пересказ расписания БФМ не вместился бы в объемы этой колонки: будут и лучшие зарубежные мультфильмы последних лет, и наши премьеры (их на удивление много), польские, японские и французские программы, архивные фильмы, создававшиеся на ЭВМ еще в 1960-е годы, цикл мультфильмов по Хармсу, даже отдельная подборка фильмов-антиутопий. И это только небольшая часть из того, что можно посмотреть.
Смотреть фотоленту с кадрами из мультфильма "Гофманиада" >>
А еще можно отвести ребенка на "Фабрику мультфильмов" - специально организованную площадку, где малышей и тех, кто повзрослее, учат делать собственные мультфильмы: из кофе, песка и даже макарон (макаронами заведует итальянка из Падуи Раффаелла Траниелло, аниматор и организатор фестиваля короткометражек). Или более привычными способами - при помощи карандаша, бумаги, пластилина или компьютера. Тут же обучат основам звукорежиссуры и сценарного мастерства, расскажут об исторических техниках анимации. В общем, это настоящая фабрика; в прошлом году на ней побывало чуть ли не две тысячи человек, в этом году, думаю, будет еще больше.
Советую всем смотреть программу, она действительно необъятна, но, по крайней мере, на пару сеансов выкроить время сможет каждый. Я же напишу несколько слов про своих фаворитов.
Двенадцать событий Большого фестиваля мультфильмов >>
Во-вторых, польский классик Петр Думала, про которого на родине говорят, что именно он, а не Кеслевский с Вайдой - лицо польской кинематографии. Он тоже приедет на свою ретроспективу и проведет мастер-класс по анимации. Ранние фильмы Думалы сняты в уникальной, изобретенной им самим технике: он сперва закрашивал гипсовую панель черной краской и затем процарапывал на ней, кадр за кадром, весь сюжет. В итоге получались очень красивые и задумчивые "ожившие гравюры", которые рассказывали истории из Достоевского ("Кроткая", "Преступление и наказание") и дневника Кафки, странные сказки про летящие волосы и свободную ногу и т.д. Думалу интересно будет и послушать - он очень хорошо говорит про кино, его отношения с анимацией и с нами. Еще в 1980-е он активно экспериментировал в рисованных фильмах с приемами игрового кино: ракурсами, движением камеры, монтажом. Сейчас Думала не только царапает гипс, но и снимает живых актеров; в таких фильмах, как "Лес" техники дополняют друг друга, создавая третью, совсем фантастическую и сновидческую реальность.
Типичный пример - лондонская STUDIO AKA, которая создавалась в начале нулевых как сообщество дизайнеров и рекламщиков; анимацией они занялись позднее, и это было не "профильное", а скорее имиджевое творческое направление их работы. При этом первый же фильм STUDIO AKA "Джо Джо среди звезд" (его покажут в рамках отдельной программы АКА) прославил студию на весь мир и обеспечил новыми выгодными контрактами. Эти коммерческие работы, которые студия делала для Skype и BBC, по-своему ничуть не хуже, чем независимые фестивальные фильмы. Вот это неразличение авторского и заказного - сейчас основной тренд в мировой анимации, который, по-моему, стоит иметь в виду в частности тем, кто принимает участие в возрождении "Союзмультфильма".
А творческой молодежи стоило бы ориентироваться не на уважаемых учителей, а на европейский опыт. Тогда нынешним студентам и выпускникам не пришлось бы через десяток лет роптать на государство, которое их вовремя не поддержало. А у нас бы прибавилось хороших мультфильмов.
По-моему, если у Большого Фестиваля есть какая-то сверхзадача (помимо того, чтобы показать максимальное количество отличных мультфильмов за десяток дней), то она именно в этом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции