Продолжение. Начало смотрите в статьях "Дети Азии: теория общественного воспитания" и "Дети Азии: ручной режим".
Быт азиатского младенца
Как и всё традиционное, грудное вскармливание в Азии постепенно теряет приверженцев этого метода взращивания потомства. Тибетцы поговаривают, что нация слабеет, чем и объясняется "пропажа" у молодых мам молока. Они считают, что молоко пропадает и от противозачаточных таблеток, которые китайские доктора настоятельно рекомендуют использовать молодым девушкам. А мы, европейцы, считаем, что они ведутся на моду и верят рекламе, где ребёнок счастливо улыбается при виде молочной смеси.
Хорошо, что не у всех азиатов есть телевизор: процент мам, кормящих смесью, всё ещё довольно низок. В Тибете до сих пор можно увидеть, как крохотного младенца (или пятилетнего юношу) кормит грудью… бабушка! Варианта два: либо она не переставала кормить своих детей, когда появились внуки, которых ей отдали на воспитание, либо ей просто отдали внуков. Считается, что молоко у женщины может появиться при необходимости, а в роли необходимости - младенец, который начинает питаться бабушкиным молоком.
Традиционно дети заканчивают есть грудное молоко в двух случаях - когда надоедает и когда вырастает последний отпрыск. Если представить, что у мамы 10 детей, то более очевиден первый вариант.
Грудному вскармливанию также сопутствует совместный сон. Раньше родители спали вместе с детьми, так как жили все вместе в одной комнате. У тибетцев мама спит с сыном, а отец - с дочерью. Конец совместного сна зависит от места жительства и состава семьи. Сложно представить, как семья из десяти человек умещалась в одной юрте, а родители продолжали незаметно делать потомство…
Современная тенденция - это отдельная кроватка в отдельной комнате. Но ни тибетцы, ни тайцы, ни индийцы пока не готовы променять приятно пахнущих малышей на эти причуды.
К обычной еде дети приучаются без разного рода пюрешек и "агуш" - они просто постепенно начинают есть со стола общую еду без специальной последовательности.
Строгий режим в жизни азиатских негородских детей отсутствует. Некое его подобие вырабатывается за счёт возможностей мамы: если она много работает вдалеке от малыша, то кормит его только тогда, когда есть время. Если малыш "работает" вместе с мамой, будучи привязанным к её спине, то и спит, и ест он когда ему вздумается.
Знакомятся азиатские малыши и с памперсами. Так как это удовольствие не из дешёвых, то используют их много раз: сначала несколько раз просто сушат, потом разрезают и вместо впитывающего слоя вкладывают обычную пелёнку. Но всё-таки мамы стараются своих детей "высаживать" - приучать к осознанию своих потребностей с раннего возраста.
Процесс купания зависит от местности: например, взрослые тибетцы в высокогорных районах моются раз в полгода из-за проблем с водой и из-за постоянного холода. У них даже есть поговорка "Грязь не снаружи, грязь внутри", потому что снаружи они обычно как раз очень грязные. А вот в Таиланде, где даже на севере не бывает настоящих морозов, деревенские детишки выглядят опрятно. Индийцы так и вовсе помешаны на чистоте, даже те, кто вынужден жить на улице. А так как водопровод в Индии своеобразный, и трубы обязательно где-нибудь протекают, то попрошайки моются даже чаще, чем "одомашненные" индийцы.
Внешний вид
В Тибете, где на солнце жара, а в его отсутствие - постоянный холод, местные жители кутают своих детей в несколько одеял, потому что погода в этом высокогорном регионе меняется стремительно. Они неделями, а то и месяцами носят одежду, не снимая ее даже на ночь.
В Китае и Тибете есть специфическая одежда для детей - штаны с прорезью между ног, чтобы не надо было снимать, когда малыш просится в туалет. Летом деревенские дети ходят голышом или в рубашке и штанишках с прорезью, а зимой на них надевают такие же "дырявые" штаны, только ватные. Можно найти несколько причин такого "модного поветрия": из-за климатических условий стирать и сушить одежду негде, да и обычно штанов в семье кот наплакал, чего не скажешь о количестве детей. Кроме того, как побочный эффект, такая одежда укрепляет иммунитет ребенка. Впрочем, это обстоятельство не отменяет того простого факта, что к концу зимы попа у детишек становится синеватая, а кожа теряет чувствительность.
В Индии считается, что одежда должна быть поношенной - так ребёнок берёт благую карму предшественника. Монголы верят, что каждому человеку отведено определённое количество одежды на всю жизнь, поэтому в детстве лучше носить чужую одежду, чтобы не израсходовать этот лимит.
Индусы одевают детей без какой-либо логики: часто один ребёнок одет в летнее платье, а второй, например, в штаны и пуховую куртку - и не важно, какая погода стоит на самом деле. Такая форма одежды свойственна многим тёплым странам. Зимой в Таиланде, к примеру, люди по-настоящему мёрзнут - и это при плюс 20 градусах! - а потому пуховая куртка в сочетании с шортами не редкость.
Развитие и досуг или их полное отсутствие
В больших городах детьми усиленно занимаются. Так, в Таиланде много школ и секций, предлагающих дополнительные занятия по музыке, рисованию, английскому. В Индии, в Дели, их меньше. В Тибете они только появляются в крупных городах, в деревне же жизнь как была сто лет назад, так и осталась, разве что появился телевизор и электронные игрушки. В одном из фильмов о Тибете была показана бабушка, которая несколько дней кряду играла с вертолётом, подаренном её внуку, - она впервые видела игрушку на пульте дистанционного управления.
У сельских же детей пока нет даже понимания ценности игрушек - они с лёгкостью их ломают и даже не переживают по этому поводу, отдают друг другу и не знают, что одна более ценная или дорогая, чем другая. А родители, как правило, и не стремятся "развивать" своих отпрысков, потому что и их самих не развивали. Думаю, расскажи им, что можно с трёх месяцев показывать ребёнку карточки с буквами, чтобы он в три года читал - они бы подумали, что это шутка. В основном дети играют тем, что есть вокруг - камушки, ручей, бытовые предметы, животные.
Индийские детские площадки поражают своей архитектурой - торчащие острые углы железных качелей, горки чуть не под 90 градусов… В Тибете дети просто не знают, что такое детская площадка. А в Таиланде даже в деревенском детском садике можно увидеть и качели, и лесенки. Главный вопрос азиатов на предложение дать ребёнку совок и ведёрко, чтобы играть в песке, - "Зачем?". И произносится это с полным недоумением.
О том, как в азиатских странах обстоит дело с декретными отпусками, а также детскими садами и начальными школами, можно будет узнать в четвертой, заключительной части повествования.
Елена Кунсэль