Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Руководители Евросоюза предложили рецепт вывода Греции и всей еврозоны из долгового кризиса. По итогам саммита ЕС, прошедшего 26 октября в Брюсселе, решено списать грекам половину их долга, более чем вдвое увеличить капитал Европейского фонда финансовой стабилизации (ЕФФС) и предоставить Греции дополнительные средства для реструктуризации задолженности. Достигнутые соглашения отдаляют еврозону от опасной черты кризиса, но, как отмечают эксперты, все сказанное – лишь декларации; конкретный алгоритм действий пока неизвестен.
Словесная интервенция
Ключевым решением саммита можно назвать договоренность о списании 50% греческого долга. Премьер-министр Греции Георгеос Папандреу уже заявил, что это решение станет для его страны "началом новой эры". Кроме того, как сообщил президент ЕС Херман ванн Ромпей, Греция может получить от МВФ и ЕС до 100 млрд евро в рамках второго плана реструктуризации греческих долгов. А еще решено увеличить Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС) с нынешних 440 млрд евро до 1 трлн евро, к тому же фонду может быть предоставлено право страховать от потерь покупателей бондов еврозоны.
"По крайней мере, в краткосрочной перспективе – это решения адекватные, – сказал РИА Новости заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений Сергей Афонцев. – Понятно, что проблему Греции придется решать еще очень долго, но пройдена очень важная ступенька".
Баррозу: очень важный шаг вперед. Читать на сайте InoСМИ>>
Впрочем, ряд экспертов предостерегают то излишнего оптимизма, ведь еврочиновники наметили только общие контуры решения проблем. Как и в какие сроки они будут реализовываться – пока неизвестно. "Детали должны быть проработаны в ближайшие недели, – поясняет начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. – Нельзя исключать, что на этом этапе возникнут тупиковые ситуации и достигнутые договоренности в той или иной степени будут переигрываться".
Примечательно, что решения еврочиновников сопровождаются оговорками "будет", "может быть" – то есть деньги могут быть выделены, фонд может быть увеличен. "Это называется словесной интервенцией, которая регулярно используется с начала кризиса 2008 года, – говорит директор Центра макроэкономических исследований аудиторско-консалтинговой группы BDO в России Елена Матросова. – Она оказывает заметное влияние на рыночные тренды".
Действительно, оптимистические заявления уже привели к росту биржевых котировок и росту цен на нефть. Индекс парижской площадки CAC 40 к середине дня 27 октября вырос более чем на 4%, основной фондовый индекс Германии DAX 30 укрепился на 4,21%, британский FTSE 100 повысился на 2,33%. Пошли вверх и цены на нефть. Стоимость декабрьских фьючерсов на американскую легкую нефть марки WTI на торгах в Нью-Йорке повысилась на $1,7 – до $91,89 за баррель. Цена декабрьских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent выросла на $1,11 доллара – до $110,02 доллара за баррель.
Ответить за слова
Позитивный эффект от "словесной интервенции" достигнут, но возможные издержки, связанные с реализацией антикризисных мер могут свести его на нет. Например, решение о 50%-м списании греческого долга, по словам Елены Матросовой, грозит проблемами в финансовом секторе еврозоны. "Проблема Греции – это проблема ее кредиторов – банков, а через них населения и корпораций, которые в свою очередь дают банкам деньги, – поясняет эксперт. – Как только банкиров начнут уговаривать списать греческие долги, возникнут сомнения, насколько надежен этот банк? Люди и корпорации начнут изымать деньги из банков, у которых больше всего греческих долгов".
Впрочем, ряду экспертов такое развитие событий кажется маловероятным. "Эта тема уже отыграна рынками, все уже несколько месяцев знают, что долги списывать придется. – говорит Сергей Афонцев. – Вилка под списание называлась от 40% до 60%. То, что списали среднее арифметическое, идет в унисон с ожиданиями рынков". Кирилл Тремасов из Банка Москвы считает, что за полтора года долгового кризиса у банков было достаточно времени "подстелить соломки". "Проблема "размазалась" по банковскому сектору, уже нет концентрации долгов в отдельных банках, французских, итальянских и т.д. – поясняет г-н Тремасов. – часть долга выкупил ЕЦБ, сейчас на его балансе проблемных облигаций на 170 млнр евро". Вот если бы о списании объявили годом ранее, "последствия были бы жесткими для всех", – говорит эксперт.
Китай вездесущий
Извлечь выгоду из долгового кризиса попытался Китай, вновь предложивший свою помощь Евросоюзу. Вернее не помощь, а сделку, именно так расценивают эксперты предложение КНР участвовать в формировании капитала ЕФФС. "Китай ничего не делает просто так. Прежде речь шла о выкупе облигаций проблемных стран в обмен на уступки в торгово-инвестиционной сфере. – поясняет Сергей Афонцев. – Нет сомнений, что предложение по участию в формировании фонда Китай обставит такими же условиями".
Предложение КНР полностью вписывается в политику этой страны, проводимую на протяжении последнего десятилетия. "У них есть глобальный тренд на доминирование Китая, не только на рынках, но и в структурах, определяющих экономическую политику, – комментирует действия китайских политиков Елена Матросова. – Если китайцы войдут в фонд, они смогут влиять на денежную политику Евросоюза".
Другой вопрос, что Запад как может сопротивляется усилению китайского влияния. "Я более чем уверен, что такое участие будет отклонено представителями ЕС, – полагает Сергей Афонцев. – Уступки Китаю могут оказаться болезненными для европейских компаний, которые столкнутся с возросшей конкуренцией, кроме того, это нанесет серьезный удар по имиджу ЕС и его лидеров".
Однако реакция руководства европейского стабфонда на предложение скорее говорит в пользу заинтересованности ЕФФС в сотрудничестве с Пекином. Глава Европейского фонда финансовой стабильности Клаус Реглинг 28 октября отправится Китай, где обсудит вопросы возможного участия КНР в финансировании ЕФФС.
Впрочем, ситуация пока далека от определенности: пока удалось выиграть время в борьбе с кризисом, но до решения системных проблем еще далеко. Допустим, Греции помогут расквитаться с госдолгом, а дальше?
Эксперты много раз говорили о том что у греческой экономики нет точек роста, особенно в условиях крепкого евро. "Экономике Греции и экономикам других периферийных стран было бы комфортнее жить со слабой национальной валютой. – комментирует Кирилл Тремасов. – если эти страны проигрывают в конкурентной борьбе крупным экономикам еврозоны, зачем им единая валюта?". Эксперт уверен: если, несмотря на принятые усилия, переломить негативный тренд не удастся, и проблемные экономики не выйдут на траекторию роста, тема выхода стран из еврозоны зазвучит с новой силой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции