Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Россия по-прежнему экспортирует в Иран продукцию военного назначения, оставаясь в рамках санкций Совбеза ООН. Сходным образом ведут себя и США, продолжающие поставки военного оборудования в Пакистан, с которым у Вашингтона в последнее время отношения не складываются. Сиюминутная тактика не первый раз затягивает правительства в тупики, чреватые крупными проблемами.
Россия в рамках военно-технического сотрудничества поставила в Иран средства радиоэлектронной борьбы типа 1Л222 "Автобаза" и ведет переговоры о поставке очередной партии этого комплекса, сообщил РИА Новости заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин. По его словам, поставка относится к оборонительным вооружениям и не подпадает под указ президента РФ о присоединении к санкциями согласно резолюции СБ ООН 1929.
В свою очередь, США продали на днях Пакистану подвесные контейнеры радиоэлектронной и оптической разведки ALQ-211(v)9 для истребителей F-16 Fighting Falcon.
Военно-техническое сотрудничество с "проблемными" странами было и остается крайне опасной игрой. С одной стороны, ни одна великая держава не откажется от такого универсального и мощного рычага влияния. С другой стороны, то, что получается на выходе, нередко возвращается к заигравшимся "шахматистам" в виде очень неприятных последствий.
Державные слоны в посудной лавке истории
Внутри разветвленного дерева бюрократии неизбежно формируются изолированные корпоративные группы, которые постепенно срастаются с экспертным сообществом, бизнесом и СМИ.
Такие группы достаточно могущественны. Они могут влиять и на события у себя дома, но там они ограничены соперничеством с конкурирующими кланами и находятся под прицелом гражданских общественных институтов. А вот за рубежом, в странах второго-третьего эшелона, можно развернуться по-настоящему.
При анализе политики великих держав на тесных кухнях "третьего мира" невозможно игнорировать собственные интересы корпоративных групп. Разведка топового уровня (ЦРУ, БНД, Моссад, МИ-6 или СВР) в состоянии играючи дестабилизировать, например, среднюю африканскую страну. А конгломераты оружейного и сырьевого бизнеса порой вертят чужими правительствами, как хотят.
Речь идет не о формальных полномочиях, а о принципе "право и есть возможность". Заполучив серьезные ресурсы в силу размера и служебной надобности, корпорация рано или поздно применит их по собственному разумению, проигнорировав породившее ее государство или даже пойдя против его интересов. В лучшем случае – станет исполнителем разного рода щекотливых поручений высшего руководства.
Причем такие корпорации складываются десятилетиями – что называется, "в длинную". Чехарда же политических администраций, озабоченных текущим переизбранием и неизменно падающими рейтингами, вступает в противоречие с интересами корпораций, которые любят тишину и стабильность.
В этих условиях ведомственные группы влияния будут неизбежно "спускать на тормозах" политическую активность высшего руководства, одновременно дозируя переток информации наверх. Складывается благоприятнейшая среда для несанкционированной "самодеятельности".
"Иран-иракгейты"
Классическим примером такой хаотичной "самодеятельности" стало поведение разнообразных американских групп влияния во время ирано-иракской войны 1980 – 1988 годов.
Американское руководство, озабоченное исламской революцией в Иране, всячески поощряло государственные и частные контакты, укрепляющие военную мощь режима Саддама Хусейна, противостоящего Тегерану.
Спектр сотрудничества был широчайший: от передачи в Багдад сведений спутниковой и радиоразведки до передачи образцов и технологий, способствовавших созданию в Ираке биологического и химического оружия.
Особняком стояла американская операция "Медвежьи запчасти" по поиску и нелегальному ввозу в Ирак запчастей к военной технике советского(!) производства (т.к. Советский Союз в начале 80-х придерживался эмбарго на поставки оружия воюющим сторонам).
С другой стороны, в том же самом конфликте корпорация американской разведки занималась совершенно противоположным: "втемную" продавала оружие Ирану (якобы это позволило бы решить проблемы с американскими заложниками), используя вырученные средства (опять же, "втемную") для финансирования движения проамериканских партизан в Никарагуа, боровшихся с режимом Даниеля Ортеги.
Когда эта афера вскрылась во второй половине 80-х годов, слова "Ирангейт" или "дело Иран-Контрас" стали именами нарицательными для обозначения подобной корпоративной "самодеятельности".
Некомпетентность против злонамеренности
Однако то, что объясняется хитрыми планами мировой закулисы в лице могущественных ведомств, сращенных с транснациональным бизнесом, как ни странно, еще не самое разрушительное. Настоящие разрушения начинаются там, где решения принимаются из недальновидности, некомпетентности или элементарной жадности.
Советский Союз в конце 1940-х годов через Чехословакию активно снабжал оружием новорожденное еврейского государство в Палестине, боровшееся против поддержанных британцами арабов. О чем, вероятно, неоднократно пожалел впоследствии.
Совершеннейшая неловкость вышла и во время эфиопо-сомалийской "войны за Огаден" 1977 – 1978 годов: оба государства получали советское оружие и широко привлекали к военному строительству советников из Москвы.
Британо-саудовское дело "Аль-Ямама" (поставки сырой нефти в обмен на крупную партию истребителей "Торнадо") вошло в анналы истории мирового оружейного бизнеса как эталон самой разнузданной коррупции. В деле оказались замешаны как члены королевской семьи Эр-Рияда, так и высокопоставленные чиновники с Уайтхолла.
История же нелегального экспорта продукции военного назначения с территории бывшего СССР еще ждет своего летописца.
Можно вспомнить и метания американской разведки, которая снабжала афганских моджахедов, противостоявших советским войскам, переносными зенитными ракетными комплексами Stinger. А потом, в 1990-е годы, предпринимала фантастические усилия (так называемую "операцию MIAS") по обратному выкупу этого весьма опасного вооружения. В итоге от конгресса было затребовано в общей сложности 65 млн долларов, канувших в небытие без малейшего толку.
Про то, как американцы и пакистанские спецслужбы взрастили и оснастили мощнейшее исламистское движение в "зоне племен" на границе Афганистана и Пакистана, говорить просто не приходится. Задача насолить Советскому Союзу была отлично выполнена… породив на выходе режим талибов и "Аль-Каиду".
Механизм всеобщего заблуждения
Обширнейшее поле для злоупотребления исполнителей появляется в первую очередь там, где высшее руководство спустя рукава подходит к стратегическому планированию. Когда долгосрочные интересы или анализ рисков неаккуратного вмешательства размениваются на сиюминутные выгоды. Неважно, происходит это из-за цейтнота или в силу добросовестного заблуждения.
Тем самым задача контроля политического руководства над могущественными корпорациями серьезно осложняется. Если она вообще ставится: порой корпорации сращиваются с правительствами, и тогда начинаются вереницы "спецопераций" как внутри страны, так и за ее пределами.
А ослабление гражданского контроля вызывает соблазн использовать имеющиеся ресурсы для достижения частных целей. Пусть даже для этого придется переколотить несколько горшков на кухне – своей или чужой.
Мнение автора можето не совпадать с позицией редакции