Рейтинг@Mail.ru
"Специальное задание": создать универсального солдата в прайм-тайм - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Специальное задание": создать универсального солдата в прайм-тайм

© РИА Новости / Михаил Фомичев | Перейти в медиабанкЦеремония вручения Премии в области популярной музыки "Муз-ТВ 2010"
Церемония вручения Премии в области популярной музыки Муз-ТВ 2010
Читать ria.ru в
Дзен
Большинство телезрителей любят яркие, красочные представления, но для масштабных проектов важно не столько привлечь к ним внимание, сколько удержать публику у экранов. Пример - реалити-шоу "Специальное задание": его аудитория пока не стала широкой настолько, чтобы передачу можно было назвать настоящим хитом. Попробуем разобраться, почему.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Большинство телезрителей любят яркие, красочные представления, но для масштабных проектов важно не столько привлечь к ним внимание публики, сколько удержать ее у экранов. Удержать – всегда сложнее, даже если проект сам по себе весьма продвинут с телевизионной точки зрения. Примером может служить реалити-шоу "Специальное задание", аудитория которого пока не стала широкой настолько, чтобы передачу можно было назвать настоящим хитом. Попробуем разобраться, почему.

Схватка за сержантские погоны

Эта программа – совместный проект министерства обороны и Первого канала, в эфире которого "Спецзадание" выходит с 9 октября 2011 года. Дистанция шоу рассчитана на три месяца. Цель – показать аудитории, как за несколько недель сугубо штатские участники проекта под руководством боевых офицеров превращаются в универсальных солдат, которым по плечу любые спецназовские задачи. Само действие происходит не среди декораций, а на настоящем армейском полигоне, на учебных полях 5-й отдельной Таманской мотострелковой бригады.

Оборонное ведомство не поскупилось и щедрой рукой предоставило для съемок не только автоматы, но и гранатометы, управляемые противотанковые ракетные установки, бронемашины, танки и боевые вертолеты.

Многое из этого в кадре эффектно стреляет, горит, взрывается, благо, пиротехники не скупятся на взрывпакеты. Военные переодели участников (которые по условиям шоу разделились на две команды – "Тигры" и "Барсы") – в новенькую полевую форму и приставили к ним отцов-командиров в виде подполковника и капитана, опытных войсковых разведчиков.

В общем и целом, минобороны продемонстрировало весьма высокую степень информационной открытости и готовности к сотрудничеству с гражданским обществом.

В свою очередь, Первый канал пригласил к участию достаточно известных публике персонажей обоего пола. Ведущими "Спецзадания" (или "спецагентами", как они называются в проекте) стала певица, актриса и телеведущая Вера Брежнева, а также киноактер и призер многих международных соревнований по боям без правил Олег Тактаров.

Среди новобранцев тоже хватает знакомых лиц. Например, свое счастье на солдатской ниве попытали певцы Авраам Руссо, Алексей Воробьев, Денис Майданов, телеведущие Виктория Боня и Юрий Аскаров, актер Андрей Бурковский. После чего почти все выбыли из телеигры по итогам той или иной серии, так и не получив главной награды шоу – сержантских погон.

В итоге получается, что команды держатся не столько на популярных представителях шоу-бизнеса, сколько на именитых, но мало известных широкой публике спортсменах-борцах.

Первый канал выделил проекту самое лучшее время – поставив его в прайм-тайм воскресенья, аккурат перед итоговой аналитической программой "Время", и активно анонсируя премьеру и самих "спецагентов".

Найти свою аудиторию

Казалось бы, интерес публики обеспечен, однако статистика показывает, что "Специальное задание" не сильно заинтересовало телевизионную аудиторию. Если первый выпуск посмотрело чуть больше 12% московских и 16% российских зрителей, то от серии к серии их доля начала снижаться. Два последующих выпуска даже не попали в топ-100 наиболее интересных программ для москвичей. Уменьшилось и количество смотревших "Спецзадание" в целом по стране – чуть более 11%.

В чем же дело?

По мнению главного редактора журнала "МедиаПрофи" и агентства телевизионной информации "Телескоп" Евгения Кузина, авторы проекта пока не сумели попасть в нужную аудиторию. В интервью РИА Новости Кузин подчеркнул, что программа рассчитана в первую очередь на мужчин, которых традиционно меньше у экранов, чем женщин.

Дамам же, по словам Кузина, военные реалии не очень понятны и близки. Кроме того, собеседник агентства отметил, что "не всем хочется смотреть, как звезды второй величины играют в армию". Он подчеркнул, что зритель Первого канала привык к более высокому статусу участников подобного рода программ.

Иными словами, одним зрителям проект показался слишком экзотическим, а другим – не слишком реалистичным.

В частности, отслужившие в армии, например, знают, что обучением личного состава, особенно новобранцев, занимаются не офицеры, а младший командный состав – сержанты. Именно они являются непосредственными руководителями солдат.

Конечно, в условиях телевидения можно поступиться отдельными реалиями, назначив в "сержанты" офицеров, чья профессиональная подготовка, безусловно, намного выше, чем у срочника с двумя или тремя нашивками на погонах. Да и участники программы, несмотря на то, что принимают воинскую присягу, не стали от этого военнослужащими, которых после окончания проекта пошлют в войска.

Можно смягчить и образность устной речи, которая отличает любого уважающего себя армейского начальника. В итоге же, участники программы слышат лишь усеченную часть того фольклора, который сопровождает всю службу солдата: "Товарищ новобранец, вам ушки промыть? Вы не слышите моих приказов?", "Распределить личный состав по кроватям!"

На уровне хорошего кино

Конечно, реалити-шоу – это все же представление, показ художественными средствами того, что ждет в армии желающих приобрести ту или иную военную специальность. И потому, наверное, стоит сделать поправку на отдельные неправдоподобные детали, типа совместного обучения новобранцев. Женщин в современной армии становится все больше, но, как правило, они пока не располагаются вместе с мужчинами в одной казарме, как это показано в "Специальном задании".

Жаль, что зритель не оценил "Спецзадание", подчеркивает Евгений Кузин. По мнению эксперта, шоу снято на уровне хорошего кино. Вместе с тем он напомнил, что подобная ситуация уже случалась с другим армейским реалити-шоу – "За стеклом-3. Теперь ты в армии", которое выходило в 2002 году на канале ТВС и не собрало больших рейтингов.

"Специальное задание" похоже на другие игровые проекты Первого канала, в которых две команды соревнуются между собой, и даже превосходит многие из них по уровню сложности происходящего на экране. В частности, "Последний герой" (который шел в эфире Первого с 2001 по 2009 годы), где участники должны были выжить на необитаемом острове, явно уступает "Спецзаданию" в этом компоненте.

За довольно короткое время новобранцы учатся стрелять из любых видов оружия, преодолевать полосы препятствий, штурмовать боевые порядки противника, прыгать с парашютом в тыл врага, добывать "языка", вступать в рукопашную с настоящими спецназовцами, а также водить любую боевую технику, вплоть до танков. Не каждый художественный фильм о войне содержит в себе столько боевых эпизодов, сколько это армейское реалити-шоу на Первом!

Возможно, дело еще и в этом – аудитория просто не успевает вжиться в "шкуру" того или иного участника. Все случается слишком быстро: бум-бум, и ты уволен в запас без сержантских погон!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала