МОСКВА, 27 окт - РИА Новости. Климат на севере более предсказуем, чем на юге, а поэтому выращивать там травы и разводить скот куда перспективнее, чем каждый год делать ставки в "метеорологическом казино" средней полосы и юга России, считает ведущий научный сотрудник Географического факультета МГУ, кандидат географических наук Юрий Голубчиков.
В беседе с корреспондентом РИА Новости ученый объяснил факторы, которые влияют на урожайность, рассказал о картофельных клубнях из южноамериканских Анд и идеях Николая Вавилова о полярном земледелии.
Главное свет
Четыре фактора влияют на развитие растений – тепло, влага, свет и плодородие почвы. За полярным кругом полгода полярный день, поэтому нет проблем со светом. К тому же свет здесь из-за низкого стояния солнца – рассеян и обогащен инфракрасными и ультрафиолетовыми лучами. Именно такой свет лучше "усваивается" растениями.
"В мае-июле полярные области получают приблизительно вдвое больше солнечного света, чем за то же время экваториальные страны", - отмечает ученый. Кроме того, по совокупности световых часов полярные области "намного превосходят умеренные широты".
Тепло растениям обеспечивает континентальный климат, при котором высокие температуры приходятся как раз на период активного роста растений.
"Жители нашей Якутии или Дудинки страдают летом больше от жары, чем от холода", - поясняет Голубчиков.
Влаги в северной почве достаточно, а плодородие может быть усилено за счет внесения навоза, который к тому же нейтрализует холод.
"Идею полярного земледелия поддерживал еще Николай Вавилов, полагая, что географического и климатического пределов сельского хозяйства не существует", - добавил Голубчиков.
Вдоль сибирских рек
Вести сельское хозяйство можно во всей полярной и приполярной зоне, но первыми, по мнению ученого, стоит осваивать поймы сибирских рек - Северной Двины, Печоры, Оби и Лены.
"Размещать сельхозугодья лучше всего, отступив несколько десятков километров от морей Северного Ледовитого океана с его леденящими ветрами. Северную Двину можно использовать на всем протяжении, а Лену лучше в среднем течении", - пояснил Голубчиков.
Между тем, отметил собеседник агентства, тундры севера сейчас эксплуатируются в основном для оленеводства, а не для выращивания сельскохозяйственных кормов. Однако и в отношении животных селекционная работа на севере в последние полвека практически не велась.
"Количество пород домашнего оленя могло бы не уступать породам коров или лошадей, но пока представлено только несколькими формами. На Чукотке выведена знаменитая порода оленей "харгин", питающаяся в основном травами, а не лишайниками. Почти не изучена массивная и выносливая, но почти исчезнувшая карагасская порода оленей", - сказал Голубчиков.
Овцебыки и картофель
"Уже сейчас ученые успешно восстанавливают популяции северных копытных. Например, на острове Врангеля и на Таймыре работают с овцебыками ", - отметил Голубчиков.
На севере была выведена знаменитая холмогорская порода коров, а в Якутии выпасается холодоустойчивая и неприхотливая якутская корова. Однако из-за отсутствия селекционно-генетической работы эта порода коров сейчас исчезает.
"В Якутии также выведены очень выносливые верхоянская и среднеколымская породы лошадей, в чем-то сохранившие облик вымершей сибирской дикой лошади Черского", - сказал Голубчиков.
По мнению ученого, свободный выпас диких стад на просторах севера, позволит при минимальных человеческих ресурсах сделать полярные области "мясным цехом страны".
Кроме пород селекции животных, по мнению ученого, можно подобрать морозоустойчивые сорта самых востребованных людми растений, например картофеля.
"Возьмем картофель. Вся европейская селекция строилась на 2-3 сортах, заимствованных у индейцев острова Чилоэ у берегов Южного Чили. В свое время Вавилов вывез из Анд 18 новых сортов картофеля, которые именно на крайнем Севере давали нормальные клубни, а сорт акауле выдерживал заморозки до минус 8 градусов", - сказал собеседник агентства.
Исследования селекционеров 20-30 годов показали, что высокогорные растения отлично приживались на севере и ускоряли там темпы роста, тем сильнее, чем с большей высоты брался исходный материал.
"Мне хотелось бы напомнить, что все население, например, Печоры с XV по XIX век использовало свой хлеб и лен, и получало устойчивые урожаи ржи даже в холодные годы, когда на Печере не таял лед, как в 1836 году. Думается, что возможно, как восстановить продовольственную независимость Севера, так и сделать его надежным поставщиком мясо-молочных продуктов ", - сказал ученый.