В третьей записи стамбульского блога специальный корреспондент "Р-Спорт" на WTA Championships Андрей Симоненко пытается понять, как Мария Шарапова находит пути к поражению в выигранных матчах.
Знакомые и друзья часто говорят вашему корреспонденту: вот, тебе так повезло с тем, чем ты занимаешься, потому что ты так часто ездишь по миру и много видишь интересного. Не сомневаюсь, что знакомые и друзья участниц турнира WTA Championships говорят им в точности такие же слова. Но на самом деле что теннисистам, что журналистам приходится, как правило, говорить в ответ одно и то же: не надо путать туризм с эмиграцией.
Раз уж я пишу эти строки в рамках блога, то есть относительно личного дневника, позволю себе изложить распорядок своего вечера вторника и утра среды, чтобы было понятно, о чем я. Саманта Стосур "добивает" Марию Шарапову без четверти полночь по местному времени. Шарапова приходит на пресс-конференцию через полчаса и задерживается на ней на 15 минут. Стосур появляется следом и проводит в зале то же время. Передать текст в редакцию быстро - дело техники, но даже если она не подводит (а во вторник на великолепном "Синан Эрдеме" интернет работал через пень-колоду), покинуть дворец спорта получается только около часа ночи. Дорога в отель - 15-20 минут. Поскольку по ходу теннисных матчей выкроить время на полноценный прием пищи журналисту решительно невозможно, еще какое-то время уходит на поиски места, где можно что-то съесть. И в итоге в объятия Морфея удается отправиться где-то в половине третьего ночи. Утром - завтрак в полусонном состоянии, потом добор еще нескольких часов сна - и начало нового трудового дня: первые строчки каждого репортажа пишутся задолго до начала матчей. Поскольку до центра Стамбула от района Атакёй, где базируются итоговый женский теннисный турнир года и ваш корреспондент, добираться около часа в одну сторону, независимо от вида транспорта, осмотр достопримечательностей откладывается до лучших времен. При полном понимании того, что эти лучшие времена, по крайней мере, в ходе этой командировки, не наступят.
Вот и теннисистки, когда им задают вопрос "Нравится ли вам Стамбул?" или "Что вы успели здесь посмотреть?", дают совершенно предсказуемый ответ: все нравится, но посмотреть успели только на тренировочные корты и на номер своей гостиницы. Да, работа Каролины Возняцки, Марии Шараповой и шести других претенденток на победу в итоговом турнире года тоже совершенно не располагает к экскурсиям. Шарапова, правда, призналась, что успела посетить несколько хороших ресторанов, но это все благодаря ее другу Саше Вуячичу, у которого как раз было достаточно времени для исследования окрестностей с июля, когда он подписал контракт с баскетбольным клубом "Эфес Пилсен".
Говоря о Шараповой, приходится отметить, что ее поражение от Стосур стало, наверное, одним из самых досадных в нынешнем сезоне. Счет 6:1, 7:5 в пользу австралийки в данном случае совершенно не отражает сути игры, Он вообще не отражает ничего, потому что не поддается логическому объяснению.
Первый матч Марии Шараповой на итоговом теннисном турнире WTA. Фото >>
Дело здесь вот в чем. За, страшно сказать, 24 года увлечения теннисом ваш корреспондент хорошо уяснил такую особенность: в этой игре соперники примерно равного уровня всегда связаны невидимой нитью. Они никогда не играют сами по себе. Каждый теннисист действует настолько хорошо, насколько ему позволяет - или не позволяет - человек с ракеткой по ту сторону сетки. Матчи одинаковой силы теннисистов никогда не бывают ровными: у каждого игрока в какой-то момент наступает потеря концентрации. Например, в ситуации, когда он устает, либо если ему кажется, что матч уже практически выигран. И вот в эту секунду, когда игрок на своей стороне сетки ослабляет натяжение невидимой нити, его соперник мгновенно это чувствует. И его охватывает невероятный кураж. Он тут же выигрывает один, два мяча, потом один, два гейма, четыре, пять геймов... И именно поэтому в теннисе так много случаев невероятных, на первый взгляд, "камбэков" из безнадежных ситуаций. И еще больше историй, когда спортсмен уже вроде бы выравнивает ситуацию, но довести дело до конца не может, поскольку наступает черед его самого терять концентрацию. А его соперник, уже упустивший вроде бы конец своей нити из рук, успевает тут же ее поймать и резко дернуть на свою сторону.
Так вот, Шарапова играла со Стосур вообще без всякой нити в руках. Она ведь играла-то очень хорошо! Принимала правильные решения, хорошо перемещалась по корту. С первых же розыгрышей принялась подбадривать и заводить себя криками, что на старте ее матчей бывает далеко не всегда. Но с первой и до последней минуты игры так и не смогла почувствовать психологическое состояние соперницы. Подсознание Шараповой, за исключением начала второй партии, до счета 3:0 и 40:0, не улавливало те моменты, когда его обладательнице было просто-таки суждено брать очки и геймы. И следствием этого становились совершенно необъяснимые ошибки, которые выглядели особенно чудовищно с учетом ситуаций, в которых они допускались. Ну, например, в уже упомянутой середине второго сета, когда надо было делать счет 4:0 и просто легко выигрывать. Или дожимать в концовке партии, когда Стосур откровенно "поплыла". И брать после этого спокойно третий сет.
Собственно, все вышесказанное вашим корреспондентом Шарапова во вторник ночью сформулировала одной фразой: "Я не реализовала свои шансы". И добавить тут ей было нечего. Разве что объяснить, была ли все-таки травма причиной произошедшего. Но этого россиянка, пока турнир для нее не закончится, не скажет, чтобы не раскрывать карты перед соперницами.
Второй день WTA Championships открыла теннисистка, которая в первый день не играла. Виктория Азаренко в Стамбул приехала только в понедельник, приятно задержавшись на выигранном турнире в Люксембурге, поэтому организаторы очень логично предоставили ей во вторник выходной. Но вот со Стосур составители расписания поступили крайне нелогично: зачем надо было матч белоруски и австралийки ставить в среду первым запуском, не понял никто. Легко посчитать, что раз уж ваш корреспондент лег спать накануне в полтретьего ночи, то Стосур заснула как минимум во столько же - ей точно так же надо было после пресс-конференции собраться, доехать до отеля "Шератон" (а это более долгая дорога, нежели та, что преодолел ночью я) - и перекусить. Появилась же австралийка на арене "Синан Эрдем" раньше меня. Когда я около двух часов дня вошел в зал, Саманта уже заканчивала тренировку.
Очень быстро по ходу матча стало очевидно, что Стосур не в своей тарелке. Она мазала из таких ситуаций, в которых даже Шарапова накануне попадала в корт. Не шли у австралийки ни подача, ни прием, ни удары, ни ноги. Азаренко же, как это ни парадоксально, сыграла против Стосур ну в точности в такой же теннис, как накануне Мария с той же соперницей - атаковала, комбинировала, давила. Только почти не ошибалась. Ну и плюсом для Вики был тот факт, что в нужные моменты, когда австралийка чуть оживала и начинала поддергивать ту самую невидимую нить, она крепко хватала клубок со своей стороны и начинала терпеть. Уходила в грамотную оборону, сбивала ритм, меняла направления и углы. И этого хватило для того, чтобы Стосур в ее далеко не самом свежем состоянии быстро поняла тщетность своих "дерганий". 6:2, 6:2 - это был закономерный и очень приятный для поклонников теннисного таланта белорусской блондинки, к коим ваш корреспондент себя, в общем-то, относит, результат.
Аудитория первого дня WTA Championships, согласно объявленным организаторами цифрам, составила более 10 тысяч человек. Во второй день трибуны арены "Синан Эрдем" к моменту начала встречи Марии Шараповой и китаянки Ли На, наполнило еще более внушительное количество людей. И опять не могу не восхититься невероятно высоким уровнем культуры теннисного боления турецкой публики. Откуда только что берется? В стране, про футбольных фанатов которой рассказывают страшилки - помните, "Чим-Бум-Бум", "Добро пожаловать в ад" и прочие прелести турецкого гостеприимства - оказалось, ценят и понимают теннис намного лучше и тоньше, чем в Америке или во Франции. Не говоря уже о России: у нас с нашими криками игрокам под руку и овациями на невынужденных ошибках все давно безнадежно. Исходя из стереотипов, вполне можно было бы ожидать, что в Стамбуле на женском теннисе будет стоять гул и иногда прицокивания. Ничего подобного. Образцовая тишина во время розыгрышей, никаких аплодисментов на ошибках и умная, искренняя реакция на красиво выигранные мячи.
Эх, если бы так же образцово сыграла в среду и Шарапова - против соперницы, которая, мягко говоря, совершенно во второй половине сезона не блещет. Но у Марии получился еще один лишенный какого-либо смысла и какой-либо логики матч. Я даже не буду тратить время, чтобы перечислить эпизоды, в которых россиянка упустила возможности добиться решающего перевеса в первой партии. Ужасно причем то, что наошибавшись в куче стопроцентных моментов, Шарапова этого перевеса добилась - на тай-брейке, когда повела 4:0. Не нужно быть специалистом в теннисе или в математике, чтобы понимать: на таком уровне шанс отыграться в подобной ситуации минимален. Ли На и не отыгралась бы, если бы на другой половине корта находилась в этот момент не Шарапова. "Неужели опять?" - подумал я, когда китаянка начала брать одно очко за другим. Увы, опять 4:7 - и выигранный фактически Марией сет отходит сопернице.
Вторая партия стала агонией. Вялая, безынициативная игра Шараповой до счета 2:5, потом нервы Ли На, из-за которых россиянка сумела взять два гейма подряд. Но в тот момент, когда Марии потребовалось проявить характер, она его опять не нашла. Когда надо было как следует дернуть пресловутую нить - у нее в руках ее не оказалось. Нить была упущена. Ли На даже, кажется, удивилась, что Шарапова ее и здесь простила.
Второй матч Марии Шараповой на итоговом теннисном турнире WTA. Фото >>
А через полчаса выяснилось, что для Шараповой турнир закончен. Поняв, что шансов на завоевание титула первой ракетки мира по итогам года у нее практически нет, Маша решила больше не мучить свой голеностоп и сняться с турнира. Так что ловить упущенную нить Шарапова будет уже в следующем сезоне.