Специальный корреспондент агентства "Р-Спорт" на турнире WTA Championships Андрей Симоненко во второй стамбульской записи блога восторгается обстановкой на арене "Синан Эрдем" и огорчается из-за стартовых неудач российских теннисисток.
Фраза "Пожалуйста, "Стамбул - город контрастов", какая разница - объявление перепишем" в исполнении героини Нонны Мордюковой из фильма "Бриллиантовая рука" - вот что вспомнилось вашему корреспонденту, когда он попал в район Атакёй, где расположена арена "Синан Эрдем", на которой впервые проходит итоговый турнир сезона у теннисисток. Атакёй - это, знаете ли, такое стамбульское Ясенево. Это густо торчащие многоэтажные панельные дома - причем на вид не самой, честно сказать, убедительной постройки, особенно с учетом произошедшего два дня назад в Турции разрушительного землетрясения. В Стамбуле это бедствие происходит, конечно, не так часто, как на востоке страны, но тоже бывает. Это торговые центры - ни дать ни взять копия тех, что расплодились по спальным районам Москвы. Это относительной опрятности парковые зоны - в Стамбуле на улицах вообще, мягко говоря, не слишком чисто. И, наконец, люди. Как и в Москве, здесь улыбаются, как правило, только в тех случаях, когда хотят что-то продать. Ужин ли в рыбном ресторане, экскурсию ли по Босфору, черные ли ботинки, турецкий ли чай. В остальном народ на улицах и в транспорте сосредоченно серьезен. К девушкам европейского воспитания (таких тут много, не зря Стамбул наполовину Европа) это не относится.
Что же касается самой арены "Синан Эрдем"… Автору этих строк довелось побывать на многих знаменитых крытых спортивных сооружениях мира. Но такого космического дворца, честно признаться, не видел. Место проведения WTA Chamionships-2011 впечатляет с первой минуты пребывания в нем. "Синан Эрдем" ощущается одновременно и громадным, и уютным. Я понимаю, что представить такое сочетание довольно сложно, но формируется оно многими факторами - и тем, что с любого места зала (специально проверил) все великолепно видно, и вежливым, обходительным персоналом, и, не поверите, запахом. В кулуарах пахнет какими-то турецкими лакомствами, а на самой арене - новенькой мебелью, как будто стулья (а может, так оно и есть) только что установили.
Но мысли о каких-либо лакомствах улетучились, когда, собственно, началось само действо. WTA Championships - это реально театр, теннисный театр. Вообразите - корт под лучами софитов. На площадке светло, что на залитом солнцем стамбульском рыбном базаре. А трибуны - в кромешной темноте. Конечно, такой антураж для частых посетителей профессиональных боксерских поединков привычен. Но на теннисе такое практикуется нечасто - мужской итоговый турнир года на такой же ультрасовременной лондонской "О2 Арене", разве что, сходу приходит в голову. В общем остается только порадоваться за сильнейших теннисисток мира - они получили достойнейшую сцену для своего гран-финале.
Две актрисы, которым довелось открывать спектакль, появились перед публикой ровно в 17.00 по стамбульскому времени - сначала Вера Звонарева, а потом Петра Квитова вышли на корт под энергичную музыку и всплески лазерных спецэффектов. Несколькими минутами ранее зрители прошли ненавязчивый инструктаж - ведущие вечера на двух языках, турецком и английском, объяснили, когда надо аплодировать, а когда не надо, когда можно шуметь, а когда - нет, ну и в таком духе. В результате во время игры, забегаю вперед, воцарилась идеальная обстановка - полная тишина во время розыгрышей и бурные, какие-то очень доброжелательные овации после красиво выигранных мячей. То ли лекция действительно оказалась доходчивой, то ли турки имеют интуитивное чувство такта. Впрочем, последную версию многие российские женщины, думаю, сочтут маловероятной.
Первые пять геймов этого матча Звонарева и Квитова отдавали друг другу свои подачи. На обеих явно давили непривычная атмосфера и вполне объяснимое чувство ответственности. Заскочившая на первый ряд сектора для игроков, VIP-персон и прессы (где все, не поверите, сидят вперемешку) первая ракетка мира Каролина Возняцки, уже обрядившаяся к этому моменту в яркое канареечного цвета теннисное платье, плюхнулась рядом со своим бойфрендом, чтобы посмотреть на будущих соперниц по группе. Но очень скоро знаменитый гольфист Рори Макилрой вновь остался в одиночестве. Как только Квитова наладила ввод мяча в игру, счет начал быстро расти не в пользу Звонаревой. Чешка играла в активный, темповый теннис, а россиянка, по ощущениям, все время опаздывала. И войти в игру в первой партии так и не успела - 2:6, после чего Возняцки, видимо, оценив шансы Звонаревой как безнадежные, убежала готовиться - следующей на корте предстояло появиться ей.
Первый матч Веры Звонаревой на итоговом теннисном турнире WTA. Фото >>
К сожалению, предчувствие Принцессу Датскую не обмануло. Квитова во второй партии устроила россиянке форменный обстрел - причем мячи после ее залпов летели не просто мощно, но и точно, ложась в самые углы площадки. При счете 4:1 с двумя брейками в пользу чешки показалось, что все для Веры кончено. Но в этот момент Звонарева вдруг встрепенулась, а Квитова, наоборот, почувствовав, что дело сделано, ослабила хватку. Счет очень быстро стал равным. Но тут Вера отдала гейм на своей подаче, хотя по игре могла этого вовсе и не делать, и на этом все действительно закончилось. Шанса добить соперницу Квитова не упустила - 6:4.
В ожидании пресс-конференции Звонаревой ваш корреспондент посмотрел несколько геймов матча Возняцки с Агнешкой Радваньской и понял, что эта бодяга если не на десять лет, как в анекдоте про Вовочку, то как минимум часа на два с лишним. Особенно мутным оказался четвертый гейм, в котором выступающие за разные страны полячки устроили бодание на "больше-меньше". На этом вязкий стиль, который демонстрируют обе теннисистки, несколько отбил желание смотреть матч дальше, да и Звонарева на пресс-конференцию подоспела.
Вера, как и следовало ожидать, ничего конкретного о причинах своей неважной игры против Квитовой не сказала - чтобы не раскрывать карты перед двумя следующими поединками, которые ей еще предстоит сыграть. И все же по каким-то косвенным признакам, интонациям, может быть, мимике заметно - плечо у Звонаревой действительно очень сильно болит. Ну действительно, как точно подметила Вера в состоявшемся в понедельник разговоре с автором этих строк, не может синяк зажить, если долбить по нему две недели. Точно так же и больному плечу не могло стать легче, если приходится все время тренироваться, играть и совершать движения, которые, собственно, и стали причиной травмы. В общем, если бы кто-то счел меня экспертом и попросил дать прогноз на итоговый результат выступления Звонаревой в Стамбуле, я бы ответил - прогноз неблагоприятный.
Вернувшись на матч Возняцки с Радваньской в конце его первой партии, я вдруг обнаружил, что он резко стал очень привлекательным. Когда теннисистки включились в игру, зрители начали получать полный набор теннисных удовольствий - и обмены ударами на высочайшей (для женщин) скорости, и неожиданные ходы, и сотрясание кулаками воздуха отцом и тренером Каролины Петром Возняцки, причем прямо перед лицом своей дочери - на WTA Championships коуч может появляться на корте не то что между сетами, даже между геймами.
Радваньска взяла первую партию со счетом 7:5, но потом Возняцки, получив от папы-мозгоправа соответствующую терапию, забегала как заведеная, начала доставать совершенно сумасшедшие мячи, и второй сет в итоге очень быстро завершился в ее пользу - 6:2. Оживился и Рори Макилрой. Повесив голову сначала со скуки на матче Звонарева - Квитова, потом с расстройства от проигранного его подружкой первого сета, североирландец завелся, свесился с первого ряда через заграждение и, позабыв об этикете (что для гольфиста странно), начал подхлопывать и кричать come on! ("давай") своей подружке даже на грубых ошибках Радваньской. Чуть не "дала" в итоге Агнешка: вроде бы безнадежно уступая в третьей партии, она вдруг сравняла счет и потрепала Возняцки нервы. Которые, впрочем, оказались у первой ракетки крепкими - 6:4.
"Шарапова - как много в этом слове для сердца турецкого слилось". Может быть, примерно так напишет какой-нибудь местный Пушкин о том, как встретили трибуны арены "Синан Эрдем" выход на корт лучшей на данный момент теннисистки России. Этот звук представлял собой сумасшедший рев вперемешку со свистом - при этом большинство зрителей аплодировали стоя. Появление на арене Саши Шарапо… ой, извините, Вуячича, друга Марии и по совместительству баскетболиста местной команды "Эфес Пилсен", осталось незаметным. Видимо, поклонников баскетбола в этот момент в зале не было. Вуячич решил, в отличие от Рори Макилроя, в народ не ходить - а сел в уголке рядом со шведским тренером россиянки Томасом Хогстедтом.
Первый матч Марии Шараповой на итоговом теннисном турнире WTA. Фото >>
Начала играть Шарапова агрессивнее и быстрее своей соперницы Саманты Стосур, но на табло, тем не менее, уже через несколько минут красовались цифры 3:0 в пользу австралийки. Это было объяснимо: Мария, видимо, от сильного желания добавить к девяти выигранным у Стосур матчам десятый, большинство своих ударов направляла куда угодно, только не в корт. Австралийка поняла, что когда Шарапова нащупает свою игру, ей может не поздоровиться, и решила брать, что называется, быка за рога не отходя от кассы. Сделать это оказалось нетрудно: Шарапова каждую ошибку пыталась исправить так поспешно, что тут же допускала новую. И счет очень быстро вырос до 6:1 в пользу Стосур.
Наверное, правильно будет сказать, что и вторую партию Шарапова отдала сама. Играя активно, но упустив при этом массу возможностей, сделав огромное количество ошибок. Конечно, будь у Марии в последние три недели игровая, а не медицинская практика в связи с травмированным голеностопом, россиянка свою соперницу убрала бы без проблем и даже без помощи надрывавшего весь матч горло криками "Маша, давай" Вуячича. Но в результате победительницей с корта, сыграв не то чтобы и ярко, но чистенько и стабильно, ушла австралийка. Не самое лучшее завершение первого дня WTA Championships - но не трагедия на сцене "Синан Эрдем". Этот турнир с его предварительным групповым этапом тем и хорош, что одно поражение здесь не означает конца игры.