С.-ПЕТЕРБУРГ, 25 окт - РИА Новости. Опыт совместной работы судоводителей на атомном ледоколе "Россия" и ученых на научно-исследовательском судне "Академик Федоров" в ходе экспедиции "Шельф-2011" по изучению высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике следует признать уникальным, считает капитан атомного ледокола "Россия" ФГУП "Росатомфлот" при госкорпорации "Росатом" Александр Спирин.
Совместная экспедиция "России" и "Академика Федорова" по изучению шельфа в текущем году стала продолжением подобной экспедиции лета 2010 года, когда "Академик Федоров" в сопровождении атомного ледокола "Ямал" с июля по октябрь проводил гидрографическую съемку рельефа дна Северного Ледовитого океана.
В 2010 году главным занятием ученых на борту "Федорова" было точное измерение глубин, а в этом году основным видом исследований стала сейсморазведка, которая призвана определить мощность донных отложений. Их толщина является одним из критериев для определения границ континентального шельфа. Для их обследования "Академик Федоров" был оснащен специальной сейсмической косой длиной 4,5 тысячи метров и двумя линиями пневмопушек объемом 2 тысячи кубических дюймов.
"Работа такого масштаба проводилась впервые. Наработан богатейший опыт обеспечения непрерывного движения проводимого судна с прикрепленным к нему сейсмическим подводным оборудованием в различных ледовых условиях, получена дополнительная практика плавания атомного ледокола в высоких широтах", - рассказал Спирин.
Основной задачей моряков было в труднейших ледовых условиях сохранять постоянство скорости и направления хода ледокола, подчеркнул капитан "России". В некоторых районах работ льды превышали толщину в два метра. По причине сложной ледовой обстановки экспедиция не стала идти к точке Северного полюса, как было запланировано ранее.
Из-за того, что на "Федорове" были закреплены косы и пневмопушки, скорость судна не должна была превышать 4-6 узлов, а этого недостаточно для прохождения особо толстых и сплоченных льдов. Плотная ледовая крошка в канале, которую оставляла после себя "Россия", работая на малой мощности, останавливала "Федорова", не давая ему двигаться дальше.
"Приходилось быстро освобождать "Федорова" изо льдов, чтобы оборудование не утонуло. Вертолетная разведка часто не могла производиться из-за плотного тумана. В итоге мы увеличили скорость движения в караване до 6,5 узла и увеличили расстояние между судном и ледоколом до 1-1,2 километра, чтобы иметь возможность для маневра", - сообщил Спирин.
Своеобразным ноу-хау российских ледокольщиков в этой ситуации стало движение ледокола назад по каналу при срочном поднятии мощности до 100%, а затем быстрое движение вперед. Такой маневр позволял расчищать канал ото льда и был вполне безопасен для идущего следом за атомоходом "Федорова", поскольку расстояние между ними было увеличено, пояснил Спирин.
"Старший судоводитель ледокола получил возможность в экстренной ситуации принимать решение самому, а не дожидаться согласования с лоцманом "Федорова". Линия сейсмокосы была укорочена, что позволило сохранить ее, делая более крутые повороты при обходе торосов", - рассказал Спирин.
Общие итоги работ, "несомненно, положительные", отметил Спирин, но требуют тщательного анализа во избежание ошибок в будущем и наработки методических рекомендаций для всех ледокольщиков и исследователей. В экспедиции "Шельф-2011" атомный ледокол "Россия" ФГУП "Росатомфлот" находился с 6 июля по 7 сентября. За 62-дневный рейс атомоход прошел более 9 тысяч морских миль (почти 17 тысяч километров).
"Россия" - двухреакторный атомный леокол типа "Арктика". Заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. Спущен на воду 2 ноября 1983 года. Принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года. Длина - 150 метров, ширина - 30 метров, высота борта - 17,2 метра. Атомная турбоэлектрическая установка ледокола имеет мощность 75 тысяч лошадиных сил. Максимальная скорость хода на чистой воде - 20,8 узла.
Ремонтно-технологическое предприятие РТП "Атомфлот" было создано в 1960 году. В 2008 году имущественный комплекс предприятия был передан госкорпорации "Росатом". В состав современного атомного ледокольного флота России входят четыре двухреакторных ледокола ("Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы"), два однореакторных мелкоосадочных ледокола "Таймыр" и "Вайгач", атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть", а также пять плавучих технических баз обслуживания.