Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
"Три китайских тенора", до того по большей части колесившие по миру, наконец-то выступили дома, то есть в Пекине. Фотографии наглядно доказывают, что сама идея была, в лучших китайских традициях, скопирована с Паваротти, Доминго и Каррераса (имеется в виду прежде всего борода Вэй Суна, при виде которой нельзя не вспомнить о Паваротти). Но все прочее не скопируешь. Потому что это очень хорошие теноры, умеющие вдобавок неплохо зарабатывать не только в собственной стране, где миллионы людей очень любят классику, но и далеко за ее пределами.
Сейчас в китайских СМИ такого рода сообщений - про культуру, которая умеет делать деньги - сколько угодно. Причины разговора политические, но ведь предметы этих сообщений - кино, музыка и многое другое - существуют вполне реально. Просто сейчас кое-кто обратил внимание на компонент "мягкой силы" в распространении китайского влияния в мире.
Пленум постановил…
Все началось с завершившегося 18 октября шестого пленума ЦК Компартии Китая 17-го созыва. Пленум принял документы насчет "развития социалистической культуры с китайскими характеристиками" - и не просто так, а для укрепления "мягкой силы" Китая за рубежом. Вот после этого вся мыслящая часть китайского общества и начала ревизию всего того, что есть в стране по части культуры и - как это получше продать за рубежом.
Именно продать. За деньги. Давно не секрет, что за неизменной бюрократическо-коммунистической фразеологией китайской компартии скрываются вещи, от которых в гробу перевернулись бы и товарищ Мао, и товарищ Сталин и многие их единомышленники. Большинству ведь кажется, что в рамках коммунистической доктрины культура обязана быть средством идейного просвещения народа. То, что одновременно она и хороший товар - это уже вроде бы совсем другая идеология.
Но, судя по имеющейся информации с пленума и исходя из того, как шла дискуссия, китайцы, обсуждающие вроде бы политику и "мягкую силу", на первый план выдвинули вот именно то самое: "даром только птички поют".
Кстати, автор этого высказывания - наш великий соотечественник Федор Шаляпин, любивший брать за свое пение попросту скандальные гонорары. И попутно как никто продвигавший за рубежом русскую культуру.
От красного гаоляна до воздушных змеев
Тем временем культура Китая продолжала свое шествие по миру. И сейчас взгляд на все ту же дискуссию в СМИ показывает на удивление разнообразную, иногда неожиданную картину ее успеха.
Китайский фейерверк как искусство - бесспорный мировой лидер. Цирк - из серии бесспорного. Фестивали запуска воздушных змеев - понятно, кто лидер. Еще боевые искусства. И "китайский Новый год", который уже перестал быть лишь китайским.
Одна из особенностей решений упомянутого пленума в том, что он потребовал собрать статистику, которой пока нет, причем статистику опять же денежную.
Неденежная статистика выглядит отрывочно, но показывает резкий рост культуры как экспортной отрасли. Например, с 2006 по 2010 число зарубежных культурных "акций" - не политических, коммерческих! - одобренных китайскими властями, выросло на 62%.
Теперь Пекин хочет точно знать, "сколько стоит". Какие и чьи инвестиции нужны для поддержки культуры на экспорт и сколько доходов это может принести, не говоря уже о политических выгодах.
Между политикой и не совсем политикой
Трудно сейчас угадать точную картину того, к чему приведет нынешняя дискуссия в китайском обществе. Пока что можно лишь отметить некоторые разрозненные жемчужины разума, встречающиеся в ней. Например, "культурный сектор идет за рубеж", чтобы сделать культуру страны "платформой ее дальнейшего роста" - это понятно. Но при этом не надо бояться, говорят в Китае, когда мы рассказываем про проблемы нашего общества, а "они" привносят в нашу культуру свою, популярную - без этого нельзя развиваться. И так уже у Китая куда лучше получается с экспортом "старой" культуры, чем современной. Искусство - не "окаменелость", и следует в этой сфере поддерживать толерантность, прежде всего внутри самого Китая.
Но это все - общие разговоры, а вот и факт (упоминаемый, подчеркну, самими китайцами): более 500 издательств страны вместе взятые получают меньше денег, чем одно только немецкое - "Бертельсманн". Гордиться нечем.
Культура Китая, чье непрерывное развитие насчитывает, как считают сами китайцы, 5 тысяч лет, сформировала и национальный характер, куда входит "типично китайское поведение". За все эти тысячелетия китайцы показали, что абсолютно не умеют и не любят воевать (хотя иногда, особенно в кино, им хочется), очень плохо общаются с внешним миром на уровне государственной политики или идеологии (тяжелое косноязычие) - зато отлично торгуют и считают деньги. Что мы в данном случае и видим.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции