Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Несмотря на разнообразие жанров, основной приманкой для зрителя остаются телесериалы и кинофильмы. Это тот "шампур", на который нанизываются все остальные программы.
Дешевле и выгоднее
Руководитель независимой исследовательской компании Movie Research Олег Иванов отмечает, что главную скрипку при этом играют сериалы, а не фильмы. В беседе с РИА Новости он сказал, что "людям нравятся сериалы, потому что они дают им возможность как можно дольше наблюдать за судьбой героев".
Он подчеркнул, что в отличие от кинофильмов, сериалы отличает большая неспешность повествования, и это неслучайно. "Например, домохозяйке, которая варит бульон и одним глазком поглядывает в телевизор, динамичный сюжет будет только мешать", – поясняет глава Movie Research.
По словам Иванова, сериалы выгодны и телевидению, поскольку позволяют дольше удерживать публику у экранов. Плюс они стоят для основных эфирных каналов дешевле кинофильмов – по 100 тысяч долларов за серию против 300 тысяч долларов.
Как подчеркнул собеседник агентства, дорогостоящие фильмы зачастую не набирают ожидаемый рейтинг, а потому их менее выгодно производить.
По данным Movie Research, ссылающегося на исследование "Аналитического центра "Видео Интернешнл", в телесезоне 2010-2011 годов на девяти основных отечественных каналах телесериалы и художественные фильмы в среднем занимали 42% эфирного времени. Для сравнения – развлекательные программы набрали 19%, информационные – 7%, социально-политические – 5%.
Что касается конкретных каналов, то сериалы и кинопоказ на Первом канале составили 31% эфирного времени, на "России 1" – 41%, на НТВ – 30%, на ТНТ – 41%, на СТС – 49%.
От золотой курицы до черных волков
Согласно данным TNS Россия, в лидерах топа 100 наиболее популярных программ среди москвичей старше 18 лет, по-прежнему два НТВ-шных сериала – "Глухарь. Возвращение" (доля 31,7, рейтинг 12,9%) и "Морские дьяволы-5" (доля 22,8%, рейтинг 9,2%). Надо отметить, что на этой неделе НТВ завершает показ "Глухаря", который за почти три года показа поистине стал для канала курицей, несущей золотые яйца в виде высочайших рейтингов.
Четвертое место тоже у "Дьяволов", где прослеживаются отдельные судьбы полюбившихся публике бравых морских диверсантов. На 11-м месте обосновался комедийный сериал "Интерны" – лидер зрительских предпочтений на ТНТ (доля 17,6%, рейтинг 7%).
На минувшей неделе были и яркие телефильмы. В частности, на Первом канале стартовал новый 8-серийный боевик "Черные волки" с Сергеем Безруковым в главной роли. Сага о борьбе послевоенной милиции с опасной бандой, оставляющей на месте преступления черные волчьи головы, заняла 7-е место в топе-100 с долей в 19,9% и рейтингом в 8%.
Сценаристы телесериала вдохновились биографией Николая Павленко, одного из самых удивительных авантюристов сталинской эпохи, который во время войны создал собственную военно-строительную часть. Но им этого показалось мало и, в попытке показать более динамичное зрелище, они "навесили" на Павленко и его людей еще и кровавые убийства.
В итоге получилась эдакая смесь из "Место встречи изменить нельзя" Станислава Говорухина, "Ликвидации" Сергея Урсуляка и "Бригады" Алексея Сидорова. Кстати, несмотря на то, что самая выигрышная роль – бывшего следователя УГРО и главного борца с бандой – отведена Безрукову, лично для меня открытием стал другой исполнитель, актер Малого театра Александр Коршунов, исполнивший роль скромного следователя Юрия Гарозина.
Чуть меньше собрала на "России 1" мелодрама "Паутинка бабьего лета", в которой молодая журналистка опекает дочь погибшей подруги. Эта душещипательная история набрала долю в 19,9% и рейтинг в 7,5%, позволив занять почетное девятое место.
Журналисты задают риторические вопросы
Вадим Такменев в своей программе "Центральное телевидение" опроверг тезис о том, что люди, работающие на разных каналах – друг другу заклятые враги и конкуренты. Напротив, он продемонстрировал профессиональную солидарность с коллегами.
В эфире "ЦТ" было предоставлено слово телевизионщикам, у которых накопились вопросы к федеральным министрам, не балующих зрителей своим участием в общественно-политических программах.
Первый канал представлял Андрей Малахов, который публично пригласил министра социального развития и здравоохранения Татьяну Голикову прийти в студию программы "Пусть говорят" и ответить хоть раз на вопросы о пенсиях и льготных лекарствах. Есть вопросы к ней, а также к министрам образования, транспорта и внутренних дел у ведущего ток-шоу "Прямой эфир" Михаила Зеленского ("Россия 1").
Антон Хреков в качестве представителя НТВ адресовал свое обращение к главе Федеральной миграционной службе Константину Ромодановскому. Известный телеведущий попросил чиновника разобраться, почему он встретил столько бумажной волокиты с регистрацией своей 3-месячной дочери.
Павел Шеремет, представлявший канал РЕН ТВ, обратился к министру юстиции Александру Коновалову: "Очень много говорят о гуманизации системы [исправительных учреждений]. Как долго сгноить человека в тюрьме будет еще считаться в России самым эффективным наказанием из всех возможных?"
Закулисы политические и театральные
Пока одни работники телецеха озабочены социальными проблемами в стране, других больше привлекает возможность поговорить о конспирологических теориях. Итоговая программа ТВ Центра "В центре событий с Анной Прохоровой", ссылаясь на швейцарских ученых, сообщила о существовании мировой закулисы. Мол, по расчетам швейцарцев, всеми геополитическими процессами на планете заправляет одна гигантская корпорация, ядро которой составляют руководители 147 крупных транснациональных компаний.
В качестве эксперта дали слово Анатолию Вассерману, известному участнику интеллектуальных телеигр. Он сообщил, в частности, что руководители этих компаний связаны друг с другом если не личными узами, то знакомством. И вообще, Вассерману кажется, что мир становится все более похожим на тот, что существовал до 1917 года.
Разговоры о некоем мировом правительстве не новы. В разные годы в роли теневых властелинов планеты фигурировали масоны, банкиры, нефтяники. Заговорщицкие теории многократно обыгрывалось в кинофильмах – например, про агента 007 Джеймса Бонда, который боролся со злодеями, пытающимися покорить мир. Но рассуждения о мировой закулисе на федеральном канале выглядят, мягко говоря, совсем не убедительно.
Куда занимательнее смотрелся творческий вечер режиссера театра и кино Петра Фоменко на канале "Культура". Программа "Тот самый Фоменко, или Посиделки на Тверском" благодаря главному герою получалась веселой и азартной.
Несмотря на то, что его биография изобилует сложными моментами, сам Мастер относится ко многим ее эпизодам с юмором. "Я шел к Романову по коридору Смольного, где еще Ленин бегал с чайником" – так, в частности, описал Фоменко свой визит в начале 80-х годов к всесильному первому секретарю Ленинградского обкома КПСС, после которого, разругавшись, уехал в Москву.
Поменьше б теорий, побольше бы парадоксальных и интересных личностей. Хотя бы на телеэкране.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции