Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.
Визит Хиллари Клинтон в Пакистан, Таджикистан и Узбекистан, закончившийся в минувшие выходные – важное для всех государств Евразии событие, поскольку знаменует сразу несколько важных тенденций в регионе.
Во-первых, опять стали полноформатными отношения США и важнейшей страны Центральной Азии, 27-миллионного Узбекистана. Похоже, в этих отношениях полностью преодолены последствия подавления восстания в узбекском Андижане в 2005 году – тогда, напомним, узбекский президент Ислам Каримов в ответ на критику из Вашингтона удалил американскую базу из города Ханабада.
Во-вторых, стало ясно, что США рассматривают северный маршрут для снабжения своих войск в Афганистане через территорию бывших советских республик как более надежный, чем южный маршрут через Пакистан. Стало ясно и то, что отношения в треугольнике Афганистан-Пакистан-США напряглись до предела.
У США есть столько причин не доверять пакистанскому и афганскому руководству, что действующим американским политикам приходится забыть о своей щепетильности в отношении прав человека в Узбекистане и Таджикистане, а заодно и в России и других частях бывшего СССР.
"Мы останемся включенными"
Переговоры между президентом Узбекистана Исламом Каримовым и госсекретарем Клинтон в воскресенье продолжались два с половиной часа – неплохой результат для недавнего "парии" международной правозащитной политики, помещенного во все черные списки Human Right Watch и Amnesty International. Причем, если верить высокопоставленному сотруднику американского госдепартамента, давшему после визита разъяснения на сайте госдепа, на вопросы отвечал не столько Каримов, сколько его собеседница.
Главу узбекского государства интересовал тот же вопрос, что и его коллег в Афганистане и Пакистане, – что будет после ухода американских войск из Афганистана, как обещал президент Обама, в 2014 году? Госпожа госсекретарь уверила Каримова, что "мы останемся включенными в тамошние процессы и после 2014 года, причем не только в Афганистане, но и во всем регионе".
Вывод войск НАТО из Афганистана угрожает России. Читать на сайте InoСМИ>>
То, что у США нет намерения убирать свои базы из Киргизии и других бывших советских республик даже в случае вывода войск западной коалиции из Афганистана, американцы дали понять уже давно. Безусловно, это противоречит заявлениям американских официальных лиц начала "нулевых" годов – тогда размещение баз объявлялось временным, установленным всего лишь на период военной операции в Афганистане. Но операция затянулась.
Кроме того, желание Вашингтона оставить "запасные аэродромы" на севере связано не только с нестабильностью Афганистана, но и с продолжающимся ухудшением отношений США с Пакистаном, откуда американцев в недалеком будущем могут просто попросить удалиться.
Змеи на заднем дворе
При взгляде на последние сообщения из Афганистана и Пакистана становится понятно, почему Хиллари Клинтон уделила такое внимание в разговоре с Каримовым "северной распределительной сети" – системе аэродромов, автомобильных и железных дорог, позволяющих снабжать американский контингент в Афганистане через территорию бывших советских республик.
Дело в том, что южный маршрут для таких поставок, проходящий через Пакистан, трещит по швам. Пакистанские дипломаты неоднократно выражали свое недовольство операцией по ликвидации бен Ладена в этом году, а также авиаударами американцев по базам экстремистов на северо-западе страны, проводящимися без согласования с пакистанскими властями.
Пакистанские военные и спецслужбы много лет рассматривали членов союзного талибам афганского клана Хаккани, уничтожаемых теперь ударами американских беспилотников, как своих надежных агентов и друзей в Афганистане.
Перед своими переговорами с Каримовым в Ташкенте и с таджикским президентом Эмомали Рахмоном в Душанбе госпожа Клинтон в течение пяти часов пыталась добиться от пакистанского руководства действий в отношении клана Хаккани на территории Пакистана. По данным британской Guardian, пакистанцам были предложены три варианта на выбор: усадить бойцов Хаккани за стол переговоров, уничтожить их физически или дать возможность перебить их всех американским военным.
О важности вопроса свидетельствует тот факт, что Клинтон пыталась добиться этого результата в компании главы ЦРУ Дэвида Петреуса и председателя Объединенного комитета начальников штабов Мартина Демпси. Но, похоже, результат был не очень обнадеживающий, поскольку после переговоров Хиллари Клинтон описала позицию своих пакистанских собеседников несколько притчевым образом: "Невозможно держать змей у себя на заднем дворе и ожидать от этих змей, что они будут кусать только ваших соседей".
Военные нужды выше гуманитарных
Не внушает американцам оптимизма и Афганистан. Та же Guardian сообщает о ширящихся трещинах между Вашингтоном и установленным в 2001 году при помощи западной коалиции правительством Хамида Карзая. Последний заявил недавно, что "кто бы ни напал на Пакистан, Афганистан встанет с Пакистаном плечо к плечу".
Эта явная шпилька в адрес американцев объясняется нестабильным положением самого Карзая. Его руководство получает и военные удары со стороны талибов и союзного с ними клана Хаккани, и критические стрелы от лидеров таджикского меньшинства, обвиняющих Карзая в потакании талибам.
"Карзай находится под сильнейшим давлением и вынужден лавировать, стараясь в первую очередь не раздражить ни Пакистан, ни своих соотечественников, – отмечает член научного совета Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко. – В целом он повторяет путь просоветского лидера Афганистана Наджибуллы, который, узнав о неминуемом выводе советских войск из Афганистана, начал быстро разочаровываться в Москве и впоследствии сделал день вывода советских войск праздником национальной независимости. А американцы убеждаются, что демократию в Афганистане не построить – так же, как СССР убедился в невозможности построить там социализм".
В этих условиях тема прав человека в Узбекистане становится для Запада неактуальной. Еще в 2009 году были отменены введенные против узбекского режима после расстрела в Андижане санкции. Президент Каримов побывал в штаб-квартире ЕС, он встречался с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, а в конце сентября состоялся его телефонный разговор с президентом Обамой о необходимости транзита военных грузов в Афганистан.
Словом, Ташкент снова в чести у "цивилизованного человечества" – не из-за своих достижений в демократии, а по военной нужде.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции