Рейтинг@Mail.ru
Тяжелый страховой случай Роскосмоса - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тяжелый страховой случай Роскосмоса

Читать ria.ru в
Дзен
Один из спутников навигационной системы ГЛОНАСС досрочно выведен из состава группировки. На орбите он проработал немногим более трех лет. Россия по-прежнему не страхует свои космические аппараты от нештатной "потери трудоспособности". И это несмотря на то, что страхование космических рисков уже не имеет альтернативы.

 

Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.

Один из спутников навигационной системы ГЛОНАСС досрочно выведен из состава группировки. На орбите он проработал немногим более трех лет. Россия по-прежнему не страхует свои космические аппараты от нештатной "потери трудоспособности". И это несмотря на то, что страхование космических рисков уже не имеет альтернативы.

Более того: и в следующем году космические грузовики и спутники ГЛОНАСС полетят на орбиту незастрахованными. Роскосмосу, если верить источнику газеты "Известия" в Федеральном космическом агентстве, отказано в возможности застраховать все интересовавшие его коммерческие пуски 2012 года, и якобы максимально допустимый объем страхования запусков, осуществляемых в 2012 году в рамках Федеральной космической программы, может составить 1,97 млрд рублей. Как утверждает тот же источник издания, потолок расходов в 2 млрд рублей на эти цели является политическим решением - поднять его выше не позволит Госдума, озабоченная и без того перегруженным бюджетом.

В результате под страхование не попадают старты грузовых кораблей "Прогресс" к Международной космической станции и запуски спутников ГЛОНАСС. Кроме того, по-прежнему не страхуются риски, связанные с летной эксплуатацией космических аппаратов.

Пуски иностранных космических аппаратов российскими носителями страхуются - это распространенное требование заказчиков. 

Страховать будут, но не все и, видимо, не сразу

Роскосмос всерьез решил заняться страхованием отечественных прикладных пусков в этом году. Насколько можно судить, случилось это после болезненной череды неудач, начавшейся еще в декабре 2010 года падением в Тихий океан сразу трех спутников системы ГЛОНАСС (общей стоимостью 4,3 млрд рублей), и продолжившейся вплоть до беспрецедентного отказа в августе 2011 года системы "Союз"/"Прогресс". При этом "глонассовский" неудачный запуск был застрахован.

Тому, что государство не готово расширять лимиты страхования, можно найти массу причин. Начать стоит с общей перенапряженности расходной части бюджета, нагруженного социальными выплатами, а также ростом военных и инфраструктурных расходов (включая дорогостоящие имиджевые проекты наподобие Олимпиады в Сочи). 

Продолжить можно не самой высокой развитостью российского страхового рынка. Это лишает страхующегося клиента (Роскосмос), с одной стороны, свободы маневра: выбор компаний, которые могли бы ответственно взяться за страховку аппарата стоимостью в миллиарды рублей, не очень велик. А с другой стороны, это же и повышает издержки страхующегося, возвращаясь к нему в виде "заряженного" процента страховой премии.

А закончить придется уже и не совсем финансовыми факторами. Нарастание количества технических отказов, а с недавних пор, что самое обидное, и организационно-дисциплинарных "ляпов", не лучшим образом сказывается на размерах страховых премий. 

Можно предположить, что именно последним объясняется то, что высшее руководство страны (на общем фоне не самой лучшей бюджетной ситуации) не слишком стремится финансировать невынужденные ошибки персонала собственного космического агентства.

Тем не менее, возвращаться к этому вопросу придется. Новая стратегия Роскосмоса прямо завязана на две вещи. Во-первых, это коммерческая нагрузка и прикладной космос как приоритет развития. С необходимостью страхования этого направления все понятно.

Во-вторых, это дальние экспедиции в Солнечной системе, проводимые автоматами - весьма дорогостоящими космическими аппаратами, которые тоже было бы, в принципе, неплохо страховать на случай потери. Болезненные удары 1990-х и 2000-х годов оставили о себе не самую хорошую память. 

В 1996 году отказ разгонного блока носителя "Протон" уничтожил станцию "Марс-96" - уникальный в своем классе семитонный аппарат, несший на себе малые исследовательские автоматы. В 2009 году системные технические проблемы лишили российских ученых возможности пользоваться станцией "КОРОНАС-Фотон" - орбитальной обсерваторией, предназначенной для изучения Солнца. 

Вероятная неизбежность

После цепочки аварий 2010-11 годов Роскосмос жестко заговорил о финансовой ответственности предприятий-исполнителей из цепочек промышленной кооперации за отказы их оборудования, приводящие к срыву запусков или программ работы космических аппаратов. 

Однако и тут присутствует вполне рациональное понимание того, что только одним кнутом эту проблему не решишь. Несмотря на финансирование, увеличившееся в разы, многие "головники" космической отрасли фактически лежат на боку и, мягко говоря, лишены избытков наличности. 

Перевод издержек на такого проштрафившегося равносилен банкротству и ликвидации хозяйствующего субъекта. В подавляющем большинстве случаев это будет сопровождаться потерей единственного имеющегося в стране исполнителя работ по тем или иным ключевым направлениям космического хозяйства.

"Нам очень трудно предъявлять финансовые претензии к предприятиям, оборот которых составляет полмиллиарда рублей в год, а неприятности, которые они причинили, обходятся в несколько миллиардов. Это будет означать, что эти предприятия просто перестанут существовать", - прокомментировал эту ситуацию на пресс-конференции в РИА Новости заместитель главы Роскосмоса Виталий Давыдов.

Применение в этих условиях централизованного страхования запусков и гарантийной эксплуатации космических аппаратов в сочетании с продуманными штрафными санкциями для исполнителей (подразумевая как физических, так юридических лиц) становится чуть ли не единственно возможным выходом. 

Поэтому расширение страхования космических рисков не имеет альтернативы - случись это раньше (не очень вероятно) или позже (более вероятно).

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала