Дмитрий Медведев в апреле 2011 года на заседании Госсовета в Иркутске поручил правительству создать в России национальную систему медико-социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения от наркозависимости. Что должно лежать в основе этой системы, какие сложности возникают при ее создании, кто будет финансировать центры по реабилитации наркозависимых? Об этом и многом другом рассказал в интервью РИА Новости заместитель начальника научно-исследовательского центра ФСКН России Борис Крупнов.
- Борис Валентинович, что нужно сделать, чтобы помочь людям, употребляющим наркотики, освободиться от своего пагубного пристрастия и что этому мешает?
- Ответ достаточно прост. Чтобы помочь таким людям, в первую очередь, нужно увеличить доступность и эффективность услуг по реабилитации и ресоциализации наркоманов.
Однако, положение дел в оказании помощи наркозависимым, которое существует сейчас, не может удовлетворять ни государство, ни общество. Основные организационные и финансовые ресурсы государства направлены на медицинские структуры, которые проводят лишь детоксикацию наркоманов и их краткосрочное лечение, а главная и долгосрочная часть работы – реабилитация и ресоциализация – находится в России в зачаточном состоянии.
В результате, после стационарного лечения на реабилитацию направляется только 5% больных, а эффективность такого лечения без последующей реабилитации и ресоциализации не превышает 3-5% годовых ремиссий.
- Можно ли сказать, что в стране не совсем эффективно проводится курс направленный на реабилитацию наркоманов?
- Нужно признать, что система реабилитации и ресоциализации наркозависимых в России, как государственная услуга и государственная функция, отсутствует. Несущественен вклад немногочисленных государственных реабилитационных центров.
Сейчас существует только 4 центра федерального подчинения и несколько региональных на фоне нескольких сотен негосударственных центров, качество услуг которых практически никем не контролируется, поскольку деятельность в сфере социальной реабилитации не подлежит лицензированию.
Широкая дискуссия, развернувшаяся вокруг судебного процесса над Егором Бычковым, главой нижнетагильского отделения фонда "Город без наркотиков" – яркое подтверждение серьезности ситуации в этой сфере и озабоченности общественности тем, что проблема не решается уже многие годы.
- Дмитрий Медведев в апреле 2011 года на заседании Госсовета поручил организовать национальную систему медико-социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения от накозависимости. Как выполняется это поручение?
- По итогам этого заседания правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ было поручено организовать с привлечением негосударственных реабилитационных центров национальную систему медико-социальной реабилитации и ресоциализации лиц, в том числе несовершеннолетних, прошедших курс лечения от наркотической зависимости.
В частности, она предусматривает разработку и утверждение федеральных стандартов оказания медицинской помощи, в том числе и медико-социальную реабилитацию наркоманов, а также разработку механизма государственной поддержки общественных и религиозных организаций, успешно занимающихся воспитанием, социализацией молодежи, профилактикой наркомании и медико-реабилитационной деятельностью.
Очень важным акцентом в этом поручении является привлечение к решению важнейшей государственной задачи негосударственных реабилитационных центров. Могу сказать, что в кругу профессионалов поручения президента РФ были восприняты с большой надеждой.
- Что должно лежать в основе национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых?
- В основе этой модели должно лежать государственно-общественное партнерство, соединяющее в себе, с одной стороны, государственный заказ на социальную реабилитацию и ресоциализацию наркозависимых и контроль над исполнением этого заказа, а с другой стороны, творческую инициативу, личностный потенциал, уникальный опыт служения и милосердия общественных организаций.
В национальную сеть должны войти лучшие реабилитационные центры страны, как государственные, так и негосударственные, а главным критерием отбора таких центров должны быть качество предоставляемых ими услуг, эффективность и безопасность процессов социальной реабилитации.
- Какие задачи должна решать создаваемая система, существует ли уже алгоритм, по которому она должна развиваться?
- Национальная система реабилитации и ресоциализации должна решить несколько принципиально новых задач.
В частности, должен быть создан единый цикл оказания реабилитационной помощи наркозависимым, который включал бы выявление наркоманов, оказание им наркологической помощи, активное вовлечение их в программы социальной реабилитации, организацию постреабилитационного сопровождения.
Необходимо развить сеть реабилитационных центров, повысить эффективность и доступность помощи для больных наркоманией. Также необходима финансовая, организационно-правовая, научно-методическая и кадровая поддержка деятельности негосударственных реабилитационных центров.
Должен быть внедрен единый госстандарт социальной реабилитации наркозависимых.
Кроме того, нужно усовершенствовать межведомственное взаимодействие при реабилитации, которое должно включать взаимодействие медицинских, образовательных, социальных учреждений и общественных организаций, а также усилить госконтроль над деятельностью негосударственных, в том числе конфессиональных, реабилитационных организаций.
- Каким образом будут отбираться негосударственные центры для участия в национальной системе реабилитации наркозависимых?
- Основным механизмом отбора подобных центров для включения их в национальную сеть может стать система добровольной сертификации.
Такая система разработана и успешно апробирована НИЦ ФСКН России совместно с Институтом демографии, миграции и регионального развития в конце 2010 г.
Справедливости ради замечу, что эта система не единственная, действующая в сфере реабилитации наркозависимых. Несколько ранее была создана региональная система добровольной сертификации реабилитационных центров в Челябинской области. Отличительной особенностью нашей системы сертификации является более обширная система критериев, что позволяет проводить детальный анализ деятельности реабилитационных центров.
- Сколько негосударственных центров уже прошло подобную сертификацию?
- В декабре 2010 года была проведена первая сертификационная проверка реабилитационной деятельности Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.
На сегодняшний день такую сертификацию прошли еще 3 центра: Спасо-Преображенский реабилитационный центр в станице Темнолесская Ставропольского края, Калининградская региональная общественная организация "Центр Ресоциализации наркозависимых и Центр психологической помощи и социальной адаптации "Ступени" в Башкирии.
Этот опыт, на наш взгляд, будет полезен для разворачивания в стране системы реабилитации альтернативной наказанию для потребителей наркотиков и лиц, привлеченных за преступления, связанные с оборотом наркотиков.
Нужно учесть, что с принятием мер правового принуждения к освобождению от зависимости, о которых говорилось на заседании Госсовета, возникнет необходимость на порядок увеличить объем реабилитационной помощи. И сделать это возможно только при опоре на эффективно работающие негосударственные организации.
Эти центры и многие другие, о которых здесь не говорилось, могут стать первыми узлами национальной сети социальной реабилитации и ресоциализации, а также пилотными площадками для отработки и трансляции эффективных моделей реабилитации.
- Какие плюсы для государства в работе подобных сертифицированных центров? Почему бы не развивать сеть государственных центров реабилитации?
- Нужно развивать и государственный и негосударственный сегмент национальной системы. Работы всем хватит. Но я твердо убежден, что эффективно работающие в сфере реабилитации и ресоциализации государственные центры не создашь без привлечения "общественников". Ведь только в здоровом и объединенном позитивной и созидательной целью сообществе наркозависимый может преобразовываться личностно и изменить свой социальный статус. А авторитетных лидеров этих реабилитационных сообществ, доказавших многолетней практикой свою способность вытаскивать людей из наркотического рабства, я бы и назначал директорами государственных учреждений.
Есть и другой прагматичный момент. Участие негосударственных организаций в создании национальной системы будет способствовать экономии бюджетных средств. Финансирование реабилитации в государственных и негосударственных реабилитационных центрах составляет от 30 до 60 тысяч рублей в месяц на одного человека, в то время как негосударственные организации тратят 10-20 тысяч рублей, активно привлекая средства граждан и благотворительных фондов, частично компенсируя затраты хозяйственной и производственной деятельностью реабилитантов. Таким образом, ежемесячная бюджетная субсидия в 10 тысяч рублей на человека позволила бы реабилитационным центрам не только стабильно работать, но и расширять свою деятельность.
При этом негосударственные центры, как правило, имеют возможность предложить долгосрочные программы – от 6 до 18 месяцев, что имеет принципиальное значение для эффективной реабилитации.
- Что необходимо сделать для успешной реализации этой программы?
- Для успешного осуществления работы по созданию, поддержанию и развитию национальной системы необходимы единая государственная политика, координация усилий и межведомственное взаимодействие, т.е. реализация основных функций ФСКН России и Государственного антинаркотического комитета.
Ведущими субъектами национальной системы, на наш взгляд, должны стать ГАК, ФСКН России, Минздравсоцразвития и другие заинтересованные ведомства, региональные антинаркотические комиссии и НИЦ ФСКН РФ.
ФСКН России разрабатывает организационный и финансовый план мероприятий, которые обеспечивают создание, функционирование и развитие национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации, формирует через систему добровольной сертификации федеральную сеть реабилитационных центров и организует поддержку некоммерческих организаций, входящих в эту сеть.
Часть эффективно работающих реабилитационных центров должны стать федеральными экспериментальными площадками, успешный опыт которых будет осваиваться и внедряться в других регионах.
НИЦ ФСКН России осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности реабилитационных центров, а также организует экспериментальную и инновационную деятельность в этой сфере.
Задачи региональной антинаркотической комиссии включают в себя создание координационного центра по реабилитации и ресоциализации и реестра наркозависимых и формирование региональной сети центров, а также госзаказ на реализацию этих мер, государственную поддержку негосударственных организаций, научно-методическое и кадровое обеспечение, организация медицинского сопровождения.
Антинаркотические комиссии призваны организовывать и координировать деятельность программы на региональном уровне, формировать "здоровый климат в регионе", а также поддерживать общественные антинаркотические организации и волонтерские движения.
- Какие сложности возникают при создании национальной системы реабилитации?
- В первую очередь это отсутствие правового закрепления понятий "социальная реабилитация и ресоциализация лиц, ранее допускавших немедицинское употребление наркотиков".
Не затихает горячая дискуссия с представителями медицинского наркологического сообщества по вопросу о возможности выделения социальной (немедицинской) реабилитации в качестве отдельного самостоятельного этапа медико-социальной реабилитации.
Но факт остается фактом: в настоящее время через негосударственные немедицинские реабилитационные центры ежегодно проходят до 20 тысяч наркозависимых, что значительно превышает количество реабилитируемых в государственных наркологических центрах, и проценты долгосрочных ремиссий в негосударственных центрах во многих случаях также оказываются существенно выше.
Естественно, это не означает, что медицинское сопровождение наркозависимых в процессе реабилитации и ресоциализации не требуется. Оно необходимо. Вопрос в том, каков статус этого сопровождения, и как оно должно быть организовано?
Введение термина "социальная реабилитация наркозависимых" в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" позволило бы распространить уже существующие нормы стандартизации на эту сферу государственных услуг и государственных функций.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания населения данный закон, в частности, относит утверждение регламентов предоставления социальных услуг и государственных стандартов социального обслуживания.
Первые шаги по этому пути уже сделаны. По решению руководства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, данный регион выступил в качестве экспериментальной площадки по разработке и апробации на территории автономного округа региональной системы стандартизации социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускавших немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ.
Стандартизация должна стать центральным механизмом управления сферой социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых, в которой работают государственные учреждения социальной защиты, здравоохранения образования, занятости и другие, а также негосударственные реабилитационные центры.
- Вы назвали учреждения социальной защиты первыми. Какое место отводится им?
Мы считаем, что органы социальной защиты должны стать главным координатором всей работы в сфере социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых на региональном уровне.
Важно обеспечение единых принципов и технологий социальной реабилитации и ресоциализации, контрольные функции, финансовое обеспечение, в том числе через механизмы государственного заказа на реабилитацию, субсидий и грантов на содержание и развитие реабилитационных центров, подбор, подготовка и переподготовка кадров, а также развитие государственно-общественного партнерства, особенно в сфере ресоциализации наркозависимых.
Участие в системе реабилитации и ресоциализации учреждений социальной защиты должно помочь в преодолении нескольких главных проблем работы по снижению спроса на наркотики и возвращению к здоровой и полноценной жизни лиц, злоупотребляющих наркотиками.
Прежде всего, увеличить крайне низкий процент выявления лиц, злоупотребляющих наркотиками, особенно на ранних стадиях употребления и, особенно, среди подростков, и крайне низкий процент граждан, включившихся в программы лечения и реабилитации от общего числа выявленных наркозависимых, а также повысить доступность и эффективность помощи нуждающимся в социальной реабилитации и ресоциализации.
- Как будет осуществляться управление системой реабилитации и ресоциализации?
- Для формирования национальной системы необходимо создание регионального координационного центра, в котором будет концентрироваться информация о потребителях наркотиков и куда могут обращаться наркозависимые. Здесь будет проводиться индивидуальная работа с наркозависимыми и группами риска. Это консультирование, формирование мотивации для прохождения реабилитации. Также там будут разрабатываться личные программы реабилитации и ресоциализации, выдаваться направления на реабилитацию в тот или иной сертифицированный центр и организовываться постреабилитационное сопровождение. Таким образом, сохраняется преемственность и непрерывность процесса реабилитации и ресоциализации.
В подобном центре должна быть создана единая база данных по выявлению, реабилитации и ресоциализации наркозависимых на основании сведений, поступающих из различных источников. В базе данных должен вестись отдельный учетный реестр с сохранением конфиденциальности лиц, добровольно обратившихся за помощью. Очевидно, что создание национальной системы реабилитации и ресоциализации потребует внесения изменений в существующий порядок учета наркозависимых.
Региональные координационные центры в своей деятельности опираются на негосударственные организации различного профиля, волонтерские организации, в том числе бывших наркозависимых.
- А какова здесь роль бывших наркозависимых?
- Привлечение к работе с пациентами негосударственных реабилитационных центров людей, которые сами успешно прошли курс социальной реабилитации и имеют ремиссию более трех лет, положительно сказывается на эффективности лечения за счет накопленного личного опыта и оказываемой моральной и практической поддержки, основанной на принципе «равный равному». Такое сотрудничество имеет и другой положительный эффект – волонтеры и консультанты, сами в прошлом употреблявшие наркотики, получают дополнительный импульс к выработке активной жизненной позиции, реинтеграции в общество, и, таким образом, преодолении зависимости от наркотика.
Постреабилитационное сопровождение, как правило, проходит в форме участия бывших наркозависимых в терапевтических сообществах и группах взаимопомощи, совместных мероприятиях, что формирует крепкие связи центров с реабилитированными, позволяет контролировать процесс ресоциализации, а также своевременно проводить мероприятия по профилактике срывов.
- Как будет финансироваться национальная система реабилитации и ресоциализации?
В качестве источника финансирования можно рассматривать субсидии из федерального бюджета, средства региональных антинаркотических программ, а также разрабатываемой в настоящее время федеральной государственной программы "Противодействие незаконному обороту наркотиков".
Одним из действенных механизмов управления окружной системой социальной реабилитации и ресоциализации могут стать региональные социальные регистры населения и социально-платежные карты.
Социально-платежная карта, выданная человеку, проходящему реабилитацию и ресоциализацию, будет информационно-учетным и платежным средством, фиксирующим прохождение его персональной программы.
В перспективе возможно предоставить людям, которые решили добровольно избавиться от наркозависимости, право выбора организации, в которой они хотели бы проходить лечение, социальную реабилитацию и ресоциализацию, сделав из социально-платежной карты также сертификат для оплаты соответствующих услуг.
Мы отдаем себе отчет, что создание национальной системы реабилитации и ресоциализации наркозависимых потребует значительных организационных усилий и финансовых ресурсов, но без решения этой важнейшей государственной и общественной задачи у нашей страны нет будущего.