Пилот команды "КАМАЗ-Мастер" Эдуард Николаев в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Вадиму Кузнецову рассказал о сложностях предстоящего ралли "Дакар-2012", подготовке к автомарафону по Южной Америке и своем отношении к решению Владимира Чагина завершить спортивную карьеру.
- Если я правильно понял, впереди у команды выезд в Марокко, где участники предстоящего ралли "Дакар-2012" будут привыкать к пескам. Это так?
- Да, все так. У нас предстоит перед нашей основной гонкой тренировка в Марокко. Как сказал наш руководитель, чтобы на спецучастках гонок в Дакаре чувствовать себя более комфортно, чтобы быть подготовленными, вкатанными, как говорится. А не так, чтобы приехать и еще два дня привыкать к автомобилю, гонке. Нужно быть готовым на 100 процентов.
- Кто-то из участников "Дакара-2011" сказал, что пески Атакамы не сравнить ни с чем. Насколько эффективна в плане адаптации к трудностям поездка в Марокко?
- Пески это такое понятие, что если ты умеешь по ним ездить, понимаешь их, чувствуешь, то какими бы они ни были – высокими или низкими – особых проблем при преодолении уже не составят. Хотя говорят, что пески надо любить, чтобы по ним ездить. Честно говоря, по ним не так просто ездить. Нужно пройти немалый путь, чтобы научиться. Пески бывают очень разные – и по текучести, и по твердости, по структуре. Вроде бы кажется, что перед тобой большая дюна, а заезжать на нее проще, чем на маленькую, зыбучую, где "КАМАЗ" просто проваливается. Все эти нюансы нужно знать, но если это освоить с такими легендарными спортсменами и учителями, как Владимир Чагин и Ильгизар Мардеев, все получится.
- На "Дакаре-2012" гонщикам предстоит познакомиться с участком, проходящим по территории Перу. Что-нибудь уже знаете о нем?
- Как и вы, я почти ничего о нем не знаю. Знаю, что там линейный маршрут, а не кольцевая гонка, как обычно. Ждем каких-то новшеств и, видимо, ловушек от организаторов гонки. Будем готовиться.
- Вам как спортсмену какие ралли больше нравится – в Африке или Южной Америке?
- Как спортсмену мне нравится везде. К однообразию привыкаешь быстро, и хочется попробовать всего. Если сравнивать Америку и Африку, то Африка сложна своими вещами, а Америка - своими. Не сказать, что в Южной Америке легче. Везде тяжело по-своему. В Африке более низкие дюны, а в Аргентине – более высокие, хотя по преодолимости не сказать, что сложнее. Организаторы устраивают ралли уже не первый год, так что они знают, как удивить спортсменов-гонщиков. Они понимают, как сделать жизнь пилотов непростой, но при этом не усложнять до такой степени, чтобы не потерять гонку. Можно же потерять гонку в один день, затащив машины в такое место, где все останутся, но они этого не делают.
- А болельщики как относятся к ралли в Южной Америке? Гонки там популярны?
- Болельщики встречают нас очень дружелюбно. Такого не видел ни в одной стране. Люди выходят на дороги, приветствуют. Очень полюбили они "КАМАЗ" за эти годы. Аж дух захватывает, когда видишь, до каких участков трассы они доезжают, чтобы посмотреть на пилотов.
- Болельщики сравнивают "КАМАЗ-Мастер" с машиной "Ф-1" "Феррари", а уход Владимир Чагина – с уходом Михаэля Шумахера. Как вы отнеслись к решению семикратного победителя "Дакара" уйти из спорта?
- Конечно же, я расстроился. Мне хотелось как пилоту и спортсмену посоревноваться и с ним. Как сказал наш руководитель, у каждого гонщика есть мечта выиграть. Естественно, хотелось помериться с Чагиным силами. Когда-то же я бы дорос до уровня, чтобы сразиться с ним. Да, мы из одной команды, но было бы интересно попробовать свои силы в гонке с таким легендарным спортсменом. Но хорошо то, что Чагин не ушел совсем из "КАМАЗ-Мастер". Он учит и тренирует нас так, как сам ездил. Он не скрывает методов своей подготовки и показывает все так, как сам делал. Это радует, хотя, конечно, ребята немного расстроились, когда узнали о его уходе. Даже не верится, что в этом году Чагина не будет на ралли "Дакар". Зная, что у нас есть Чагин, можно было прикрываться за его спиной, а сейчас такого нет. Сейчас уже он следит за нами и ждет результатов от молодежи.
- В одном из своих интервью Чагин сказал, что важное слагаемое успеха – опыт. Какие советы он дает вам, не считая чисто технических?
- Много советов. Даже тех, что касаются личной жизни. В таких ралли-марафонах влияет все. Влияние любого человеческого фактора, включая личные черты человека, твое поведение в команде, экипаже. Все важно. Если он видит какие-то недоработки у нас, он именно подсказывает, и мы понимаем, что это действительно влияет на результат. Очень много советов! Он советует и с управлением грузовиком, как вести себя в кабине. Ведь у нас три человека – штурман, механик, пилот – все они общаются. Как вести себя на бивуаках, во время самой гонки, как расти и прогрессировать. Все очень важно.
- Team-менеджер "КАМАЗ-Мастер" Семен Якубов назвал одним из конкурентов команду De Rooy. А по-вашему, кто еще может оказать серьезное сопротивление "КАМАЗу"?
- Конкуренты – все, кто приедут на "Дакар". Конкуренцию может составить любой, кого мы сейчас не очень хорошо знаем. То есть бывают такие случаи, что выстреливают пилоты, от которых ничего не ждал. Кто-то первые этапы едет очень быстро, а потом сдает. Но основные конкуренты - это команда де Роя, команда Tatra, команда MAN.
- Пилотам "Формулы-1" перед гонками нужно дико "режимить", то есть не пить, не есть чего-то тяжелого. Вам в этом плане проще?
- Такого нет. Непосредственно на самой гонке каждый выбирает свой режим, готовит свой организм по-своему. Обязательным является только поддержка спортивного духа и спортивного характера – посещение спортзала, а по еде каждый готовится самостоятельно. Непосредственно перед этапом много не пьешь, чтобы не захотеть в туалет, ну и по пище себя ограничиваешь. Нельзя, чтобы желудок или кишечник начал капризничать.
- Вы чем обычно питаетесь во время ралли?
- Это мясо и хлеб. Самые настоящие продукты, которые дают только энергию и силы, а не расстройство желудка.
- Южная Америка славится красивыми ландшафтами. Какой у вас самый любимый?
- Самый интересный, это когда ты несешься по спуску со скоростью 150 километров в час и видишь океан. Это самый классный спецучасток. Ты видишь океан, а внизу финиш. Ты несешься вниз, видишь океан и знаешь, что тебя ждет финишная ленточка. Это классно!