Рейтинг@Mail.ru
Евгений Шварц, борец с драконом - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Евгений Шварц, борец с драконом

Читать ria.ru в
Дзен
Во многих из нас живет страх перед Драконом. Почти каждый верит в Обыкновенное чудо, а порой говорит себе: "Я не волшебник, я еще только учусь". Да и Голый король – персонаж современный. Со дня рождения создателя этих героев Евгения Шварца прошло 115 лет. Но его пьесы, как шедевры ювелира, со временем становятся все драгоценней.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Во многих из нас живет страх перед Драконом. Почти каждый верит в Обыкновенное чудо, а порой говорит себе: "Я не волшебник, я еще только учусь". Да и Голый король – персонаж современный. Со дня рождения создателя этих героев Евгения Шварца прошло 115 лет. Но его пьесы, как шедевры ювелира, со временем становятся все драгоценней.

Нежность к человеку и нетерпимость к злу

"Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь", – говорил Шварц, автор пьес "Дракон", "Тень", "Голый король", "Золушка", "Обыкновенное чудо".

"Чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить", – охарактеризовал Шварца журналист и писатель Илья Эренбург. Как и Михаил Салтыков-Щедрин, Евгений Шварц писал "сказки для детей изрядного возраста". Но Шварц-сказочник намного снисходительнее относится к людям и больше верит в них, чем Салтыков-Щедрин.

Сказки Евгения Шварца намного глубже, философичнее сказок немецких романтиков и Андерсена. Причудливо смешивая сюжеты, играя разными эпохами и стилями, драматург пытался рассматривать людей, по его собственным словам, "сквозь увеличительное стекло" и видел в них прежде всего "явления, создания божьи".

По любви к людям и спокойной, непринужденной, ироничной интонации сказки Шварца, пожалуй, ближе всего к сказкам Пушкина. Так же как и Михаил Булгаков, Евгений Шварц с помощью фантастики исследовал человеческую природу и ставил диагноз своему времени.

Впрочем, диагностика Шварца шла значительно дальше. Самые острые пьесы Шварца – притчи "Дракон" (1943) и "Тень" (1940), по которым сняты популярные фильмы Марка Захарова и Михаила Козакова, злободневны до сих пор. В XX веке в нашей истории были самые огнедышащие драконы. Но и сегодня представители власти порой проявляют драконьи повадки…

Ланцелотов уже почти нет, зато много бургомистров.

"Я думаю, что тема внутреннего демона, дракона, какой-то химеры, которую каждый из нас должен победить сегодня, очень важна", – считает режиссер Владимир Мирзоев, не так давно поставивший "Дракона" в "Театриуме на Серпуховке". Суть пьесы Шварца и фильма "Убить дракона" Марка Захарова прекрасно понимают современные молодые зрители, которые в форумах ставляют довольно острые комментарии.

"Голый король" 1934 года – пособие по психологии царедворцев. Помните знаменитую лесть Первого министра Королю: "Позвольте мне сказать прямо, грубо, по-стариковски: вы великий человек, государь!"? И ответ Короля: "Никогда не бойся говорить мне правду в глаза". Этот диалог словно взят из нашего времени.

На постановку "Голый король" в театре "Современник" в начале 1960-х рвалась вся театральная Москва. Короля играл Евгений Евстигнеев. И тогда, полвека назад, лесть министра и самодовольство короля воспринимались со смехом. Сегодня подобные диалоги звучат на полном серьезе. И свои голые короли есть везде: во власти, в бизнесе, в искусстве.

Чудо как реальность

Шварц – автор светлых сказок: "Обыкновенного чуда" 1954 года, "Золушки" 1946 года, "Снежной королевы" 1938 года. Послевоенную ленту "Золушка" Надежды Кошеверовой по пьесе Шварца, раскрашенную 2 года назад, охотно смотрят современные дети. Слова Короля, Мачехи, мальчика-пажа и других персонажей разошлись на афоризмы. "Так и быть! Остаюсь на престоле!" – заявляет король (кстати, один из немногих правителей у Шварца, который наделен человечностью и чувством справедливости).

"Золушка" несла зрителям то же ощущение сказочной романтики, что и, например, роман "Алые паруса" Александра Грина. И в пьесе Шварца, и в романе Грина было некое предчувствие чуда и возможность его осуществления. Так же как и Ассоль и Грей, Золушка, Принц и другие персонажи пьесы Шварца по сказке Перро стремились сами осуществить невозможное.

"Обыкновенное чудо" – настоящая романтическая драма о силе любви, ее способности преодолевать человеческие слабости. Одноименный фильм Марка Захарова с Олегом Янковским (Волшебник), Евгением Леоновым (Король), Александром Абдуловым (Медведь), Евгенией Симоновой (Принцесса) сегодня называют культовым. Музыка Геннадия Гладкова и стихи Юлия Кима точно уловили настроение Шварца, тональность его разговора о жизни.

В "Обыкновенном чуде" есть и романтическая горячность, и возмущение безволием и трусостью, и мудрость, которая заставляет принимать жизнь со всеми ее радостями и потерями.

Многие помнят эти строки: "Землю перестраивают из любви к прекрасному. А ты что сделал из любви к девушке?"? А рядом с этой лирикой – сатира на тиранию любого рода: "Хочешь критиковать – сначала похвали, болван!", "Как почетный святой… приступаю к таинству обряда".

В Театральном центре на Дубровке был поставлен мюзикл "Обыкновенное чудо" Геннадия Гладкова. Продюсировал его Алексей Иващенко.

""Тень" долго ходила у меня в "любимчиках". Но и "Дракон", и "Голый король", и "Обыкновенное чудо" как-то очень легко и глубоко легли на сердце, то и дело появляясь какими-то запомнившимися фразами, словечками, именами собственными..." – рассказывает Алексей Иващенко.

"Очень любопытно попробовать перечитать пьесу "Обыкновенное чудо"; без неизбежных в кино (да и на театре) купюр она производит очень сильное впечатление!" – замечает продюсер.

"Обыкновенное чудо" на Дубровке – старая сказка на новый лад. Фотолента>>

Лучшие герои Шварца – напоминание о достоинстве, бесстрашии, чести. А деспоты у Шварца – и страшны, и смешны одновременно. Ирония – способ борьбы со злом. Смех уничтожает страх.

Шварц умер в 1958 году, не застав многих замечательных театральных и кинопостановок его пьес.

Истина, высказанная в его драматургии, вряд ли когда-либо устареет. Она состоит в том, что для человека нет ничего страшнее собственных слабостей. Если избавиться от комплекса "жертвы Дракона", можно совершать чудеса.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала