Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Во многих из нас живет страх перед Драконом. Почти каждый верит в Обыкновенное чудо, а порой говорит себе: "Я не волшебник, я еще только учусь". Да и Голый король – персонаж современный. Со дня рождения создателя этих героев Евгения Шварца прошло 115 лет. Но его пьесы, как шедевры ювелира, со временем становятся все драгоценней.
Нежность к человеку и нетерпимость к злу
"Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь", – говорил Шварц, автор пьес "Дракон", "Тень", "Голый король", "Золушка", "Обыкновенное чудо".
"Чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить", – охарактеризовал Шварца журналист и писатель Илья Эренбург. Как и Михаил Салтыков-Щедрин, Евгений Шварц писал "сказки для детей изрядного возраста". Но Шварц-сказочник намного снисходительнее относится к людям и больше верит в них, чем Салтыков-Щедрин.
Сказки Евгения Шварца намного глубже, философичнее сказок немецких романтиков и Андерсена. Причудливо смешивая сюжеты, играя разными эпохами и стилями, драматург пытался рассматривать людей, по его собственным словам, "сквозь увеличительное стекло" и видел в них прежде всего "явления, создания божьи".
По любви к людям и спокойной, непринужденной, ироничной интонации сказки Шварца, пожалуй, ближе всего к сказкам Пушкина. Так же как и Михаил Булгаков, Евгений Шварц с помощью фантастики исследовал человеческую природу и ставил диагноз своему времени.
Впрочем, диагностика Шварца шла значительно дальше. Самые острые пьесы Шварца – притчи "Дракон" (1943) и "Тень" (1940), по которым сняты популярные фильмы Марка Захарова и Михаила Козакова, злободневны до сих пор. В XX веке в нашей истории были самые огнедышащие драконы. Но и сегодня представители власти порой проявляют драконьи повадки…
Ланцелотов уже почти нет, зато много бургомистров.
"Я думаю, что тема внутреннего демона, дракона, какой-то химеры, которую каждый из нас должен победить сегодня, очень важна", – считает режиссер Владимир Мирзоев, не так давно поставивший "Дракона" в "Театриуме на Серпуховке". Суть пьесы Шварца и фильма "Убить дракона" Марка Захарова прекрасно понимают современные молодые зрители, которые в форумах ставляют довольно острые комментарии.
"Голый король" 1934 года – пособие по психологии царедворцев. Помните знаменитую лесть Первого министра Королю: "Позвольте мне сказать прямо, грубо, по-стариковски: вы великий человек, государь!"? И ответ Короля: "Никогда не бойся говорить мне правду в глаза". Этот диалог словно взят из нашего времени.
На постановку "Голый король" в театре "Современник" в начале 1960-х рвалась вся театральная Москва. Короля играл Евгений Евстигнеев. И тогда, полвека назад, лесть министра и самодовольство короля воспринимались со смехом. Сегодня подобные диалоги звучат на полном серьезе. И свои голые короли есть везде: во власти, в бизнесе, в искусстве.
Чудо как реальность
Шварц – автор светлых сказок: "Обыкновенного чуда" 1954 года, "Золушки" 1946 года, "Снежной королевы" 1938 года. Послевоенную ленту "Золушка" Надежды Кошеверовой по пьесе Шварца, раскрашенную 2 года назад, охотно смотрят современные дети. Слова Короля, Мачехи, мальчика-пажа и других персонажей разошлись на афоризмы. "Так и быть! Остаюсь на престоле!" – заявляет король (кстати, один из немногих правителей у Шварца, который наделен человечностью и чувством справедливости).
"Золушка" несла зрителям то же ощущение сказочной романтики, что и, например, роман "Алые паруса" Александра Грина. И в пьесе Шварца, и в романе Грина было некое предчувствие чуда и возможность его осуществления. Так же как и Ассоль и Грей, Золушка, Принц и другие персонажи пьесы Шварца по сказке Перро стремились сами осуществить невозможное.
"Обыкновенное чудо" – настоящая романтическая драма о силе любви, ее способности преодолевать человеческие слабости. Одноименный фильм Марка Захарова с Олегом Янковским (Волшебник), Евгением Леоновым (Король), Александром Абдуловым (Медведь), Евгенией Симоновой (Принцесса) сегодня называют культовым. Музыка Геннадия Гладкова и стихи Юлия Кима точно уловили настроение Шварца, тональность его разговора о жизни.
В "Обыкновенном чуде" есть и романтическая горячность, и возмущение безволием и трусостью, и мудрость, которая заставляет принимать жизнь со всеми ее радостями и потерями.
Многие помнят эти строки: "Землю перестраивают из любви к прекрасному. А ты что сделал из любви к девушке?"? А рядом с этой лирикой – сатира на тиранию любого рода: "Хочешь критиковать – сначала похвали, болван!", "Как почетный святой… приступаю к таинству обряда".
В Театральном центре на Дубровке был поставлен мюзикл "Обыкновенное чудо" Геннадия Гладкова. Продюсировал его Алексей Иващенко.
""Тень" долго ходила у меня в "любимчиках". Но и "Дракон", и "Голый король", и "Обыкновенное чудо" как-то очень легко и глубоко легли на сердце, то и дело появляясь какими-то запомнившимися фразами, словечками, именами собственными..." – рассказывает Алексей Иващенко.
"Очень любопытно попробовать перечитать пьесу "Обыкновенное чудо"; без неизбежных в кино (да и на театре) купюр она производит очень сильное впечатление!" – замечает продюсер.
"Обыкновенное чудо" на Дубровке – старая сказка на новый лад. Фотолента>>
Лучшие герои Шварца – напоминание о достоинстве, бесстрашии, чести. А деспоты у Шварца – и страшны, и смешны одновременно. Ирония – способ борьбы со злом. Смех уничтожает страх.
Шварц умер в 1958 году, не застав многих замечательных театральных и кинопостановок его пьес.
Истина, высказанная в его драматургии, вряд ли когда-либо устареет. Она состоит в том, что для человека нет ничего страшнее собственных слабостей. Если избавиться от комплекса "жертвы Дракона", можно совершать чудеса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции