БРЮССЕЛЬ, 21 окт - РИА Новости, Мария Князева. Трехдневный марафон заседаний различных правящих органов Евросоюза и еврозоны, где могут быть приняты новые решение по выводу региона единой валюты из долгового кризиса, стартует встречей министров финансов еврозоны - Еврогруппой, которая начнется в 16.00 мск 21 октября.
После Еврогруппы 22 октября должен пройти Экофин - заседание министров финансов и экономики ЕС, а 23 октября - саммиты глав государств Евросоюза и отдельно еврозоны. К ним может добавиться и дополнительное заседание глав стран-участниц региона единой валюты в середине следующей недели, о чем появилась информация в четверг.
"В повестке дня Еврогруппы - подготовка к саммитам глав государств ЕС и еврозоны", - рассказал РИА Новости представитель пресс-службы совета.
На встрече, вероятнее всего, будет рассмотрен отчет "Тройки" о ситуации в экономике Греции, речь пойдет о предоставлении стране очередного транша финансовой поддержки, о второй программе ее спасения от дефолта, о вовлечении в этот процесс частных инвесторов, о стабилизации ситуации в банковской системе еврозоны и в целом ЕС, о программе рекапитализации кредитных учреждений, о дальнейшей модификации временного Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС), в целом обо всех возможных путях вывода еврозоны из кризиса.
Именно эти темы являются основными в экономической повестке предстоящих саммитов глав государств ЕС и зоны единой валюты.
Еврогруппа не сможет принять решений по всем вопросам, за исключением выдачи очередного транша кредита Греции. Финализация прочих инициатив принадлежит или Экофину, или саммитам глав государств. Еврогруппа может лишь дать свои рекомендации.
Внешний фон для предстоящего заседания Еврогруппы печален. Ведущие европейские фондовые площадки завершили торги четверга снижением, а ключевой индекс итальянской биржи просел более чем на 3,5% на фоне опасений за способность банков страны "перезимовать" долговой кризис в еврозоне. По итогам торгового дня немецкий DAX потерял 2,49%, французский CAC 40 снизился на 2,32%, а британский FTSE 100 упал на 1,20%.
Хроническая Греция
Проблемы Греции все еще доминируют в еврозоне, поспорить с ними сейчас может только обострившаяся ситуация в банковской системе региона. Однако и банки страдают, в большей степени, из-за долговых проблем периферийных стран объединения.
Отчет миссии "Тройки", если он успеет поступить в распоряжение Еврогруппы, как рассчитывает Еврокомиссия, станет, скорее всего, первым вопросом повестки дня собрания.
"Тройка" кредиторов - представителей Европейского центрального банка, ЕК и МВФ, ежеквартально оценивает успехи Греции по выполнению программы экономической консолидации, взамен на реализацию которой выдаются транши финпомощи. Греция хронически не укладывается в показатели программы и ей приходиться принимать дополнительные меры "затягивания" поясов, которые окрашиваются волнами забастовок в стране.
"Тройка" прервала очередной визит в Афины в начале сентября и вернулась лишь в конце месяца, причиной этому стало неисполнение экономической программы. Без отчета "Тройки" власти еврозоны и МВФ не могут принять решение о кредите. Поэтому, очередной, шестой транш на 8 миллиардов евро задерживается с сентября, без него страна рискует допустить дефолт.
Греции, для удовлетворения требований кредиторов, потребовалось быстро принять новые консолидационные меры. Еврокомиссия теперь рассчитывает, что транш будет выдан к середине ноября - до этого времени у страны достаточно собственных средств, чтобы рассчитываться по обязательствам, заявляли ранее власти еврозоны.
Еще одной темой встречи Еврогруппы может стать второй план спасения Греции - первого оказалось недостаточно. Стало очевидно, что страна не сможет в 2012 году вернуться к среднесрочным и долгосрочным рыночным заимствованиям и начать постепенный переход к самостоятельному обслуживанию своих обязательств. Кредиторы же в мае 2010 года, когда одобряли пакет помощи на 110 миллиардов евро, рассчитывали ее объем, исходя из того, что Греция вновь вернется на рынок уже в 2012 году.
Лидеры стран еврозоны на саммите 21 июля разработали второй пакет помощи Греции объемом около 160 миллиардов евро. Примерно 109 миллиардов евро должны придти из официальных источников, а оставшиеся, как рассчитывали власти региона, внесут частные инвесторы за счет добровольной пролонгации долгов страны. Ожидалось, что они продлят около 90% обязательств Греции. Было разработано четыре различных варианта обмена облигаций на более "длинные". Потери инвесторов (срезание долга) могут составить до 21%, однако аналитики отмечают, что держатели бондов Греции могут выдержать и большие потери - вплоть до 60%.
Варианты реструктуризации бондов были предложены инвесторам, Еврокомиссия ожидала, что согласование завершиться уже в сентябре, однако процесс затянулся. Как сообщил РИА Новости в конце сентября представитель Еврокомиссии, власти рассчитывают, что к концу октября станет понятно, дотянет ли пролонгация до 90% долгов страны.
Бесконечный фонд
ЕФФС, как инструмент поддержки стран еврозоны, находящихся в трудной финансовой ситуации, был создан на фоне проблем Греции в 2010 году. Он впервые был задействован для помощи Ирландии, затем - Португалии. Предполагается, что он будет участвовать и во втором пакете спасения Греции. Изначально эффективный объем фонда составлял 250 миллиардов евро и формировался за счет гарантий стран еврозоны. Затем власти региона решили, что объем фонда стоит увеличить на фоне неспадающего кризиса суверенных долгов. Зазвучали и призывы расширить его функционал, дав ему право покупать облигации проблемных стран еврозоны на рынке, чтобы сбивать их доходность. Сначала - в июне текущего года, было принято решение о повышении эффективного объема ЕФФС до 440 миллиардов евро за счет новых гарантий стран еврозоны. Уже в конце июля было решено дать возможность фонду покупать бумаги стран еврозоны не только на вторичном рынке, но и на первичном - чтобы облегчить их выход на биржи. Кроме того, ЕФФС получил право участвовать в рекапитализации европейских банков.
Временный фонд будет действовать до середины 2013 года, затем ему на смену придет постоянный Механизм финансовой стабильности, чьи функции пока уступают по своему разнообразию функциям ЕФФС.
В последнее время на рынках появились спекуляции о том, что на этом модификации ЕФФС могут не закончиться. Британская Guardian со ссылкой на источники сообщила, что Франция и Германия договорились увеличить объем ЕФФС до двух триллионов евро и вновь расширить его полномочия. Фонду, по данным издания, предлагается дать возможность предоставлять гарантии от первичных потерь, как частным, так и институциональным инвесторам, вложившимся в гособлигации стран еврозоны.
Позднее пресс-секретарь кабмина Франции Валери Пекресс поспешила эту информацию опровергнуть, а министр финансов ФРГ заявил, что фонд может быть увеличен не до двух, а до одного триллиона евро.
На помощь банкам
Глава еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на прошлой неделе призвал страны ЕС безотлагательно провести рекапитализацию банков. В начале октября агентство MarketWatch сообщало, что правительства стран Евросоюза обратились к банковскому регулятору региона - Европейской банковской организации (EBA) - с просьбой провести пересмотр критериев и, как следствие, результатов проведенных этим летом стресс-тестов банков с учетом резкого ухудшения экономической обстановки с июля. Тогда тексты не прошло 9 банков, а объем необходимого им капитала оценивался в минимум 2,5 миллиарда евро. 16 банков прошли тесты "на грани" - они должны представить план улучшения ситуации к весне следующего года.
EBA призвали рассмотреть необходимость повышения целевого показателя по капиталу в рамках тестирования, а также, по возможности, оценить потенциальное влияние суверенного дефолта на показатели банковского капитала. Опасения о дефолте Греции пока не покидают рынки.
Инвесторы опасаются, что продолжающийся долговой кризис еврозоны может привести к значительным негативным последствиям для банковской системы региона. На этом фоне на рынках прочно "пустили корни" слухи о том, что франко-бельгийская фингруппа Dexia, французские банки Societe Generale, BNP Paribas, Credit Agricole и немецкие Deutsche bank и Commerzbank находятся в "группе риска" в связи с большим объемом долгов периферийных стран Европы на их балансах. Кроме того, инвесторы отмечают проблемы с ликвидностью у некоторых этих кредитных организаций. Уже объявлены шаги по стабилизации Dexia за счет государственных средств.
Масштабные рекапитализации за счет средств европейских налогоплательщиков, а также национализации банков прошли в ЕС в 2008-2009 года из-за удара глобального финансово-экономического кризиса. По оценкам Еврокомиссии, рекапитализация банков составила около 1,9% ВВП Евросоюза, а на схемы по плохим активам ушло около 2,6% ВВП.