Есть на северо-западе России река Свирь, которая протекает через дремучие леса и непроходимые болота, соединяя два крупнейших озера Европы - Ладожское и Онежское. Край суровый и малонаселенный. В X веке в Приозерье пришли новгородские ратники и покорили местные народности вепсов да карелов, присоединив эти земли к Великому княжеству Новгородскому.
Со временем в Новгородских землях стали появляться погосты - центры торговли и сбора податей. На погостах возникли первые православные храмы - небольшие, деревянные, с одной главкой, клетского типа, покрытые двускатными кровлями и сооруженные на валунном основании. В 1493 году в селе Родионово, что на берегу Юксовского озера в Подпорожском районе Ленинградской области, был воздвигнут храм святому великомученику Георгию Победоносцу, который ныне считается самой древней деревянной церковью России, которая сохранилась с момента постройки и стоящая на своем историческом месте. И ничего в этом особо удивительного нет, поскольку только в таком Лешем углу, как называли раньше Приозерье, и могли сохраниться жемчужины деревянного храмового зодчества XV-XVIII веков.
Дорога до Лешего угла не близка: почти три сотни километров отделяют Санкт-Петербург от города Подпорожье - центра одноименного района, самого крупного по площади и самого малонаселенного в Ленинградской области. Стараниями местных активистов общества социальных программ "Присвирье" ведется работа по сохранению и возрождению православного деревянного зодчества, а также привлечению туристов в эти замечательные места. Занимается общество реставрацией храмов, устройством гостевых домов и организацией краеведческих экскурсий.
Путь начинается с федеральной трассы М-18 "Кола" Санкт-Петербург - Мурманск и лежит до районного центра Лодейное поле. Затем прекрасное шоссе уходит в сторону, а более скромная автодорога регионального значения Р37 Лодейное Поле - Вытегра ведет в Подпорожье.
Погружение в историю
Поскольку самая старая деревянная церковь России построена в XV веке, есть смысл кратко упомянуть о том времени. Справедливости ради здесь надо сделать оговорку. Есть в России еще одна церковь, даже более древняя - 1485 года постройки. Речь идет о храме Ризоположения из села Бородава, что в соседней Вологодской области. Однако волею судеб в 1957 году она была разобрана и перенесена со своего исторического места на территорию Кирилло-Белозерского монастыря, тем самым оторвавшись от своих исторических корней.
Конец XV - начало XVI века - время сложное не только для России, но и для всего просвещенного человечества. Семь тысяч лет от сотворения мира (1492 год по современному летосчислению) - смена тысячелетий, а значит, и связанный с этой датой в умах многих европейских правителей возможный конец света. В то же время в Русской православной церкви это период оживления церковной мысли и время объединения северо-восточной Руси в единое Московское государство. Это время появления на Руси титула царя, коим стал Иван III из династии Рюриковичей, и образа двуглавого орла в роли герба России, который был официально утвержден новоявленным царем на одной из сторон Большой государственной печати. Это время духовного подъёма страны, время строительства храмов и монастырей.
Жизнь монашеская в православных монастырях того времени не была легкой, но стремление к уединению, принятие дополнительных аскетических обетов, желание быть ближе к Богу побуждало монахов уходить дальше в леса, стоить скиты и деревянные церкви в разных уголках необъятной страны. Земли Присвирья не стали исключением: к началу XV века здесь складывается определенная система церковно-административных погостов, которая зафиксирована писцовыми книгами Вотской пятины 1534 года и Обонежской пятины 1563 года, ведется активное монастырское строительство.
Строительство храмов
Ныне места по берегам Свири, большей частью глухие, с обилием лесов, озер и болот. Водятся здесь медведи, кабаны, лоси, дикая птица, в реках и озерах много рыбы, в лесах - брусники и клюквы. На огромной территории Подпорожского района, которая немногим менее такой европейской страны, как Черногория, насчитывается 120 архитектурных памятников, из которых 64 - памятники деревянного зодчества. Как и каким образом могли сохраниться здесь храмы, построенные 200, 300 и 500 лет назад? Конечно, эти места жесточайшим образом пострадали после Октябрьской революции 1917 года, поскольку большинство настоятелей храмов были репрессированы, церкви и монастыри разграблены и осквернены, часть храмов приспособили под сельские клубы или склады. Чудовищны последствия Второй мировой войны и оккупации Присвирья финскими войсками. Практически отсутствует помощь со стороны госструктур к памятникам, имеющим федеральное значение и отмеченным табличками "Охраняется государством". И несмотря ни на что сохраняются в опустевших селах храмы и часовенки благодаря церковнослужителям и местным энтузиастам, для которых охрана церквей - духовный смысл и высокая честь.
Построить крепкую церковь непросто. Хорошие мастера выбирали лес для будущего храма внимательно и вдумчиво. Будущие бревна должны отличаться особой плотностью и тонким подкорьем (наружные физиологически активные слои древесины). От хороших стволов обух топора должен при ударе отскакивать, не оставляя вмятин. Иногда растущие деревья дополнительно обрабатывали, для чего защищали корни растущего дерева, обрабатывали края ямы глиной и поливали дерево природным антисептиком, чтобы оно его впитало до того момента, как его срубят. А валили деревья ранней весной, когда дерево еще спит и не тянет из земли соки. В спящем дереве содержится смола, которая к зиме вытесняет древесные соки, защищая растение от возможного разрушения при замерзании влаги. По старинному поверью день заготовки бревен старались приурочить к полнолунию. Валили аккуратно, поскольку вмятины на стволах могли привести к преждевременному гниению, вывозили стволы из леса по санному пути. С приходом тепла смола выступала на поверхность бревен, создавая дополнительную защитную оболочку.
К строительству храма приступали всем миром. С каждой деревни отряжались мастера, рубили временные срубы из черновых ярусов, в которых бревна еще некоторое время выстаивались в виде подогнанных друг к другу венцов. Строили одними топорами, без пил, хотя последние уже были известны. А причина в том, что от удара острого топора структура дерева не так сильно разрушается, как от зубьев пилы. Даже пол в храмах первоначально тесали топорами из полубревен, а не перекрывали досками. Строились церкви долго - от 5 до 20 лет. Связано это было не только с большим плотницким трудом, но и с огромной подготовительной работой. Первые деревянные церкви не отапливались, и, чтобы древесина не гнила, ставили храмы на каменных основаниях, устраивали специальные окошки и продушины для проветривания. Поскольку места северные, а зимы долгие да снежные, окошки с глухими ставенками рубили высоко над землей. Церкви здесь ставили в характерном прионежском шатровом стиле.
Архитектурный стиль
Не только климат повлиял на архитектурные особенности церквей, которые возводились в XV-XVIII веках на огромной территории вокруг Онежского озера. Свою роль сыграл и топор - как мы уже поняли, практически единственный инструмент, применяемый при строительстве храмов. Им прирубали бревна и тесали балки. Сначала ставили прямоугольное помещение из венцов, рубленных в замок, - так называемую клеть, или сруб. Затем для увеличения объема пристраивались боковые пределы, алтарная часть, а с западной стороны храма притвор, который отделялся от средней части глухой стеной с дверью. Другое название притвора - трапеза, поскольку ранее в ней угощали нищих в праздничные дни или в дни поминовения усопших. Вход в церковь с улицы лежит через паперть - ступенчатое крытое навесом крыльцо, на ступеньках которого когда-то стояли плачущие и кающиеся. Завершается строение многогранным пирамидальным покрытием - шатром. Его вершину украшает крытая лемехом (деревянной черепицей) главка. Делали лемех из осины, точно подгоняя каждую лемешину к своему месту на главке. Работа это кропотливая, долгая.
Кроме того, что топором шатер сделать проще, чем большой византийский купол, есть у шатровой кровли и другие практические преимущества. Так, на крутых скатах его не залеживается снег, да и капли дождя стекают быстрее, а значит, кровля суше и меньше гниет.
Часто колоколенки устраивали прямо над папертью или ставили рядом с церковью и тогда для удобства прохода из храма в колокольню делали крытые переходы. В некоторых церквях эти переходы подняты над землей, что объясняется все теми же снежными зимами. Завершались колокольни особого вида кровлей в виде остроконечного шатра. Позднее вид шатра стали придавать церквям в целом. К сожалению, имен мастеров, которые возводили столь чудные деревянные строения, практически не сохранилось. Лишь изредка можно найти на могильных крестах и плитах погостов имена селян, жертвовавших на строительство и содержание храмов.
Церковь Георгия Победоносца
Вот уже 518 лет на своем историческом месте, на берегу Юксовского озера в деревне Родионово стоит самый древний из сохранившихся в России деревянных храмов. В настоящий момент здесь освящен Георгиевский скит Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря. В будние дни храм закрыт, однако ежегодно 6 мая, на престольный праздник Георгия Победоносца, в соседней действующей церкви Сретенья Господня постройки 1864 года проходит служба, а в Георгиевском скиту праздничный молебен.
Входим в церковь: паперть, притвор, основная часть храма и алтарь. Первоначально храм представлял прямоугольное в плане строение, вокруг которого была устроена галерея с навесом для крестного хода - еще одна дань снежным зимам. Окна церкви находятся высоко над землей, выше сугробов. Потолок "ёлочкой". Двести лет спустя пристроили к основному помещению два предела, и в таком виде храм дошел до наших дней. Разница в два столетия наложила отпечаток на архитектурные особенности храма. В XVII веке уже не делали "ёлочным" потолок основной части храма, это было характерно только для деревянных церквей Прионежья XV-XVI веков.
Тесаный пол из полубревен отполирован 25 поколениями верующих. Старинные маленькие окошки, устроенные под самым потолком, никогда не остеклялись. В центре храма под потолком осталось отверстие для паникадило - светильника со множеством свечей. В праздники на паникадило зажигались свечи, и отблески живого света играли на бревенчатых стенах. В этом храме никогда не было ни электричества, ни отопления.
В те времена в алтарной части находился тябловый иконостас, который представлял собой два горизонтальных бруса алтарной преграды с пазами для установки икон впритык одна к другой. В зависимости от количества горизонтально установленных рядов икон иконостас мог быть двутябловым, трёхтябловым и т.д. Между горизонтальными тяблами устанавливали вертикальные расписные планки, разделяющие иконы. В Георгиевской церкви когда-то было три ряда икон, то есть трёхтябловый иконостас, и царские врата. Сейчас в алтарной части храма установлен только престол и жертвенник, а иконы находятся в запасниках Эрмитажа в Санкт-Петербурге, кроме одной - старинная икона Георгия Победоносца хранится в Русском музее.
Когда-то в церковь приходили прихожане с десятка окрестных деревень. Сейчас деревни эти опустели, а участки постепенно выкупает сезонное население - дачники. Доехать до церкви Георгия Победоносца от Подпорожья можно по автомобильной дороге P37, далее поворот на Родионово. Дорога проходит в километре от храма. Если вернуться на автомобильную дорогу и продолжить движение в сторону Онежского озера, то примерно через 40 километров дорога выведет к поселку Вознесенье, что в истоке Свири.
Берег Онежского озера
Более 40 рек впадает в Онежское озеро, а вытекает только одна - имя ей Свирь. Во времена Великого Новгорода по Онеге шел путь новгородских купцов на восток, к Белому морю. Как и Ладога, Онега - озеро неспокойное и опасное для плавания. В местных речках с чистой и прозрачной водой некогда добывали жемчуг, но то преданье старины далекой, а вот озерный лосось, форель и ряпушка водятся в них по сей день. С XVIII века на берегах озера добывают ценный кварцит малинового цвета, который использовался во внутренней отделке Зимнего дворца, Исаакиевского и Казанского соборов. Им облицована станция метро "Бауманская", мавзолей В.И. Ленина и памятник Неизвестному солдату у кремлевских стен в Москве. В последние годы получил сей край известность благодаря месторождению шунгита. Но настоящими архитектурными его жемчужинами являются две церкви, расположенные на берегу Онежского озера за Свирью.
Для того чтобы форсировать реку, необходимо воспользоваться паромом, отправляющимся от пристани в поселке с чудесным названием Вознесенье, получившем его в честь погоста и Вознесенского монастыря, основанного еще в XVI веке и просуществовавшего до 1764 года, когда он был разрушен шведами (и более не восстанавливался). Стоимость переправы легкового автомобиля, согласно прейскуранту, составляет 170 рублей, с пассажиров транспорта дополнительная плата не взимается. Благодаря быстрому течению в районе переправы Свирь зимой не замерзает, и паромная переправа функционирует круглый год.
В 15 километрах от Вознесенья на берегу Онеги раскинулась деревня Щелейки, которой вот уже более 500 лет. Еще в XVIII веке село славилось большими ярмарками. Рядом с ним родник, которому приписывают особые целебные свойства. По берегу озера есть выходы горных пород габбро-диабазов, а в них расщелины, отсюда, видно, и пошло это несколько поэтическое название - Щелейки. Стоит в этом селе храм Святого Великомученика Димитрия Солунского, второе название святого - Димитрий Мироточец.
На Руси почитание святого Димитрия Солунского, небесного покровителя русского воинства, началось сразу после принятия православия. В его честь строились храмы и монастыри. На иконах он изображается молодым, безбородым и в воинском облачении. В его честь в 1783 году была воздвигнута в Щелейках эта замечательная большая деревянная пятиглавая церковь с трапезной и шатровой колокольней. С востока к срубу примыкает пятигранный алтарный прируб. Церковь и колокольня сообщаются поднятой над землей галереей, крытой двускатным навесом. Пять главок церкви создают небесно-возвышенный силуэт постройки на фоне широких простор Прионежья. От церкви до озера всего метров пятьсот. Песчаный пляж плавной дугой уходит вдаль. Приезжие туристы непременно приходят на берег Онеги собирать окатыши шунгита, которые волны озера выносят на берег.
"Серебряное кольцо"
Маршрут, который начинается в городе Подпорожье и проходит по селам Курпово, Согиницы, Заозерье и Посад, расположенным на правом берегу Свири, носит название "Серебряное кольцо". За пять часов на автомобиле можно проехать эти деревни и прикоснуться к замечательным творениям деревянного зодчества.
Первое на маршруте - село Курпово, что стоит в 12 километрах от Свири на правом берегу речки Важинка (вепсы так называли самку северного оленя). Важинский погост упоминается еще в 1270 году - здесь проходили знатные ярмарки: купцы с окрестных мест привозили пушнину, ягоды, дичь. Позднее в Новгородской писцовой книге за 1583 год сообщается, что Важинский погост сожжен в результате набега шведов. Новая церковь была возведена здесь только в 1630 году. Стоилась она в несколько этапов и представляет собой уникальное и отличное от прионежского шатрового стиля строение. Сначала местные мастера поставили церковь клетского типа - четверик, к которому позднее пристроили десятерик, а закончили строительство возведением восьмигранной колокольни. Окончательный, дошедший до нашего времени вид храм получил в 70-х годах XIX века, соединив в единую композицию церковь и колокольню.
Церковь Воскресения Христова - одна из немногих, которая не закрывалась с момента своей постройки. Иконостас ее уникален: в его составе есть иконы, написанные еще в начале XVII века. До сих пор местный приход считается одним из самых сильных в Подпорожском районе.
Вторая остановка - село Согиницы, где в окружении высоких елей на берегу быстрой и порожистой Важинки возвышается Никольская церковь. Построенный в 1696 году, сей храм представляет собой характерную для здешних мест композицию из восьмигранной церкви с двумя прирубами - алтарем и притвором, а также уникальной шатровой колокольни, соединенной "телом" поднятой галереей и папертью. Уникальность ее заключается в том, что это единственный в Ленинградской области сохранившийся экземпляр колокольни, построенный по типу шестерик на четверике.
Необычность внутреннего пространства церкви формируется за счет двух резных столбов, поддерживающих главную балку потолка и украшенных изящными коньками. На главную балку опираются продольные лаги, пространство между которыми набрано досками, уложенными старинной "ёлочкой". Пожалуй, это один из наиболее совершенных храмов прионежской школы.
Расположенный в месте впадения небольшого ручья в Важинку храм идеально вписывается в окружающий пейзаж. Старинные дома развернулись своими окнами на храм Николы и стоящую рядом небольшую зимнюю церковь. Некогда крупное село опустело, число постоянных жителей сегодня не превышает и десяти. Летом здесь господствуют дачники. Места удивительно красивые, особенно осенью, когда разноцветная листва деревьев контрастирует с вечнозелеными елями, а желтые берега умывает холодная и чистая вода.
На въезде в деревню Заозерье стоит часовенка, освященная в честь святых апостолов Петра и Павла. Первоначально церковь была поострена в XVII столетии, но в XVIII веке она была перестроена. Над кровлей, которая перекрывает все три клети часовни, возвышается главка с кованым крестом, которая врублена в конек крыши. Далее по кровле - восьмигранная шатровая звонница. Колокольня украшена резными столбиками и ограждением из бруса в виде конверта. Под шатром декоративные доски - подзоры. Звонница устроена над крыльцом - редкий прием, даже для здешних мест. Часовенка и кладбище, ее окружающее, бескрайние просторы и вид на Вач-озеро, которое вытянулось с запада на восток на 10 километров, осенний пейзаж - все это создает настроение вечности и неизменности порядка окружающего мира. Хоть на часовенке, хранящей внутри остатки тяблового иконостаса, и висит табличка "Охраняется государством", состояние ее неважное - требует срочного ремонта.
Завершается экскурсия по "Серебряному кольцу" посещением церкви Афанасия, патриарха Александрийского в деревне Посад, освященной в конце XVII века. Церковь действующая, удивительно теплая и светлая. Во внутреннем ее облике присутствует праздничное настроение, которое создают вышитые вручную рушники на иконах, ажурные занавески на окнах, узорчатые домотканые дорожки на полу, красно-золотые накидки на аналой…Стоит сей храм в окружении вековых елей.
Наверное, существует промысел божий в том, что если у старой церкви или часовенки нет священника, то обязательно находится кто-то из местных жителей, кто берет на себя нелегкий труд сохранять творение предков, память и веру православную для поколений грядущих. Уверен, что спасение деревянных храмов Русского Севера возможно лишь в том случае, если на каждый разрушающийся храм найдется хотя бы один попечитель.
Как добраться
До Подпорожья из Санкт-Петербурга, за неимением автомобиля, можно добраться на автобусе от автовокзала, расположенного на Обводном канале, у одноименной станции метро. Дорога займет 5,5 часа и станет в 420 рублей. Другой вариант - воспользоваться поездами, отправляющимися с Ладожского вокзала в направлении Петрозаводска или Мурманска. До станции Подпорожье добираться примерно столько же, сколько и на автобусе, но за плацкарт придется заплатить 700 рублей, а за место в купе отдать уже 1,5 тысячи. Сподручней, конечно, воспользоваться личным транспортом, что сэкономит время на переезд и развяжет руки в плане спокойного осмотра памятников деревянного зодчества.
Где остановиться
В Подпорожье на проспекте Механическом, дом 28, расположена гостиница "У Максимыча". Современная, уютная и комфортабельная, рассчитанная на одновременное размещение 49 человек. Одноместные номера предлагаются по ценам от 1,5 до 1,8 тысячи рублей, включая завтрак и бесплатный Wi-Fi. Двухместный номер с тем же набором услуг обойдется в 2,6 тысячи. А можно обратиться в общество "Присвирье", где вам предложат гостевые дома в Подпорожском районе и питание.
Алексей Хованов