Дмитрии Бабич, политический обозреватель РИА Новости.
Встреча президента Медведева с Общественным комитетом сторонников (ОКС) в среду и последовавшее в четверг выступление перед студентами факультета журналистики МГУ призваны продемонстрировать нам образ молодого, общительного президента, открытого новым веяниям. В целом затея удалась. Хотя эксперты высказывают как минимум два "но".
Во-первых, есть скептицизм в отношении реальной роли ОКС в будущем "расширенном" правительстве. Во-вторых, формат свободного общения с кумирами Интернета и голубого экрана привлекателен для СМИ, но публика у Медведева получается уж больно разнородная – сможет ли получиться что-то дельное из этой смеси медиа-персон, губернаторов, шоуменов и думских депутатов? Дает ли этот формат простор для выражения по-настоящему продуманных позиций, для выработки новой стратегии развития страны, которую обещал Медведев?
При общении со студентами президент затронул больную национальную проблему. Тему подняли сами студенты, и это неслучайно. Ведь именно молодежь сегодня конкурирует с молодыми мигрантами на рынке труда, именно молодые люди уже со школьных лет сталкиваются со сверстниками из Закавказья и Средней Азии. Они кожей чувствуют самые отрицательные последствия развала Советского Союза: диспаритет в уровне образования, одичание целых регионов и слоев населения в бывшем СССР, коррупционные практики, переливающиеся из Закавказья в Россию и обратно.
Президент постарался предостеречь молодежь от радикализма – и это стоит занести ему в актив. Он жестко оценил людей, выступающих с лозунгом "Хватит кормить Кавказ!". "С такими заявлениями обычно выступают или люди не очень умные – таких тоже хватает, естественно, – или откровенные провокаторы", – считает глава государства. Для доказательства своего тезиса президент привел пример развала СССР: "Я помню все эти разговоры о том, что хватит кормить Среднюю Азию, Украину, Белоруссию, Прибалтику. Ну и что произошло? Страна рассыпалась на части", – сказал Медведев.
Все правильно, но вот вопрос: как такая позиция сопрягается с приглашением в "комитет сторонников президента" Дмитрия Рогозина – бывшего лидера незарегистрированной партии "Великая Россия", героя незабвенного ролика "Избавим Москву от мусора"? За антикавказский подтекст этого ролика партию Рогозина в 2005 году сняли с московских выборов. Неужели у составителей президентского списка сторонников такая короткая память?
Говоря о развитии межнациональных отношений, президент высказал весьма продуктивную мысль о необходимости синтезировать лучшее из советского опыта и из зарубежных новаций в этой сфере. Идея здравая, но требующая многих трудов для своей реализации: стабильность СССР и, соответственно, его опыт сохранения в одном государстве разных народов – все это было во многом основано на изоляции от внешнего мира. Сегодня закрыть страну невозможно, да президент и не рассматривает такой вариант.
И тем не менее рассказывает, как после открытия границ в начале девяностых в Россию потянулись экстремисты. Сегодняшняя цель – экстремистов больше не пускать, брать из-за границы только хорошее. Да, очень хотелось бы взять лучшее и с востока, и с запада, но как это сделать реально?
И встреча со студентами, и общение с комитетом сторонников накануне, и другие встречи – все это были попытки поиска именно такого сочетания. Порой при этом поиске само собой возникало эклектичное сочетание старых советских и суперсовременных элементов. Например, ситуация, когда "трендовый" режиссер, владеющий всеми секретами спецэффектов, вдруг начинал курить президенту и его партии какой-то прямо византийский фимиам.
Медведев: Россия должна избежать стагнации. Читать на сайте InoСМИ>>
Вторая тема, затронутая Медведевым за насыщенные встречами сутки – это тема образования. И здесь все та же эклектика – элементы советской системы образования, по-своему отнюдь не плохой, сочетаются и с западными заимствованиями, и с обильной коррупционной практикой. Президент, отвечая телеведущей Тине Канделаки, страдающей от плохой подготовки будущих телевизионщиков, признает: многие университеты у нас не заслуживают своего имени. И тронуть ничего нельзя – потому что будет хуже. Президент об этом знает: "Их университетами-то назвать нельзя, но в то же время, говоря прямо и откровенно, когда я спрашиваю: "Можно ли их ликвидировать?" – мне отвечают: "Нет, это лучше не делать, потому что большое количество наших молодых людей окажется на улице, как они себя поведут, непонятно, а так они хотя бы пристроены".
Итак, проблем куча. Ответы ищем вместе. Пока – в режиме "крауд-сорсинга", когда для мозгового штурма очередной проблемы собирается целая толпа сторонников. Впрочем, по правилам этой технологии, скоро должны появиться лидеры – те, кто не просто говорит, а предлагает решения.
"Пока что дельных выступлений мало – хуже того, у собеседников президента мало сформированных позиций, на основе которых можно было бы формулировать решения. Преобладают сиюминутные, ситуативные реакции и такие же предложения, среди которых есть и откровенно корыстные ", – считает член Общественной палаты Александр Брод, присутствовавший на встрече в "Красном Октябре".
Остается ждать появления собеседников с позицией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции