Катастрофа фронтового бомбардировщика Су-24 в Амурской области произошла в четверг после подлома стойки шасси самолета в результате жесткой посадки, сообщил РИА Новости официальный представитель Минобороны РФ по ВВС полковник Владимир Дрик.
Су‑24 - советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно‑бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
Су‑24 ‑ один из наиболее массовых боевых самолетов современных российских ВВС.
Фронтовой бомбардировщик Су‑24 был создан в 1960‑е годы в ОКБ Павла Сухого. Серийный выпуск борбардировщика начался на Новосибирском авиапроизводственном объединении, где в декабре 1971 года взлетел головной серийный Су‑24. В 1972 году он был принят на вооружение ВВС СССР, а в конце 1974 года первые Су‑24 начали поступать в строевые части. В 1983 году был принят на вооружение Су‑24М. С 1985 года на вооружение стала поступать модификация Су‑24МК, имеющая новое бортовое электронное оборудование и систему дозаправки в воздухе. В конце 1980‑х годов была создана новая модификация самолета в варианте тактического разведчика. Самолет получил обозначение Су‑24МР. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 самолетов этого типа в различных модификациях, из них более 770 в модификации Су‑24М и ее производных вариантах.
По состоянию на июнь 2009 года, в составе ВВС РФ насчитывалось около 300 Су‑24 различных модификаций, из них 60 - в авиации ВМФ.
Тактико‑технические характеристики Су‑24
Размах крыла - 17,64 / 10,37 м; длина самолета - 24,53 м; высота самолета - 6,19 м; площадь крыла - 55,17 / 51,02 кв.м; масса, кг: пустого самолета - 22 320, нормальная взлетная - 36000, максимальная взлетная - 39700; тип двигателя - 2 ТРДФ НПО "Сатурн" АЛ‑21‑Ф‑3А; тяга: нефорсированная - 2х76,49 кН ( х7800 кгс); форсированная - 2х110,32 кН (2х11250 кгс); максимальная скорость, км/ч: на высоте 11000 м - 2320, на уровне моря - 1400; практическая дальность - 4270 км; боевой радиус действия - 560‑1300 км; длина разбега - 850‑900 м; длина пробега - 800‑850 м; практический потолок - 17500 м; максимальная эксплуатационная перегрузка - 6.
Су‑24 - это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.
Конструкция бомбардировщика СУ‑24 цельнометаллическая, используются в основном алюминиевые, а также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа - с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета. Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К‑36Д/ДМ.
Су‑24 оснащен современным электронным оборудованием, включающим в себя мощную бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ). На Су‑24 впервые установлена прицельно‑навигационная система "Пума", в состав которой входит 13 подсистем: импульсно‑доплеровский радиолокатор переднего обзора (РПО) "Орион‑А", радиолокатор предупреждения о столкновении (РПС), радиолокационная командная линия (РКЛ) "Дельта ВМТ‑6" для применения управляемых ракет, пеленгатор "Филин‑Н" и др.
На Су‑24М стоит усовершенствованный вариант прицельно‑навигационная система ПНС‑24 - ПНС‑24М "Тигр", в состав которой входят также 13 подсистем, в т.ч.:
импульсно‑доплеровская РЛС "Орион‑А", РЛС следования рельефу местности "Рельеф", оптико‑электронная (лазерно‑телевизионная) прицельная система "Кайра‑24" для наведения УР, контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения "Фантасмогория" и др. Имеющаяся система управления вооружением СУО‑1‑6М сопряжена с бортовым цифровым вычислителем Ц8У‑10‑058К. Самолеты также оснащены бортовым комплексом обороны (БКО) "Карпаты", включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО‑15, теплопеленгатор ЛО‑82, станцию постановки активных помех СПС‑161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП‑50, блок управления.
Самолет несет бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Ракетно‑бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. На всех узлах Су‑24 возможна подвеска свободно попадающих бомб калибром от 100 до 1500 кг, разовых бомбовых кассет или контейнеров малогабаритных грузов КМГУ‑2. Неуправляемое ракетное оружие включает блоки НАР калибром от 57 до 370 мм.
Су‑24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ‑500Кр с ТВ‑наведением или КАБ‑500Л с лазерным наведением, до двух КАБ‑1500Л с лазерным наведением.
В состав управляемого ракетного вооружения Су‑24 входят управляемые ракеты (УР) Х‑23 с пропорциональным радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х‑28 и Х‑58.
Су‑24М может нести более широкий спектр УР класса "воздух‑поверхность" с неядерной БЧ, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением Х‑25, Х‑29, Х‑58 и Х‑59. В обтекателе снизу средней части фюзеляжа по правому борту установлена встроенная шестиствольная пушка ГШ‑6‑23М (23 мм). На внешних узлах возможна подвеска до трех подвижных пушечных установок СППУ‑6 с ГШ‑б‑ 23М.
В качестве оружия самообороны самолет может применять УР класса "воздух‑воздух" с тепловой головкой самонаведения (ТГС) Р‑60 (Р‑60М).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников