Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Нежелание Вашингтона предоставить Москве юридические гарантии ненаправленности системы ПРО против России может в конечном итоге дать старт новой гонке вооружений. По мнению экспертов, гарантии, данные Соединенными Штатами, могут так и остаться на бумаге, а поле для политического диалога Москвы и Вашингтона стремительно сужается.
Голос из-за океана
США предлагают России самостоятельно убедиться в том, что американской система ПРО не представляет для нее угрозы. По мнению главы Агентства по ПРО генерала Патрика О’Райли, озвученному на заседании Атлантического совета в Вашингтоне в среду (в США был еще вторник), российская сторона могла бы задействовать для этого собственные радары.
Кроме того, Америка готова дать России письменные гарантии ненаправленности ПРО против нее. Об этом на том же заседании сообщила вернувшаяся недавно из Москвы Эллен Тошер, заместитель госсекретаря США по контролю за вооружениями и международной безопасности.
"Система ПРО, которую мы создаем в Европе, не направлена против России. Мы говорили об этом и публично, и на закрытых переговорах, на многих уровнях. Мы готовы зафиксировать эту позицию на бумаге", – подчеркнула Тошер.
Впрочем, заместитель Хилари Клинтон тут же объяснила, что эта "зафиксированная позиция" не повлечет за собой никаких правовых последствий. "Мы не можем предоставить никаких юридически обязывающих гарантий, и не можем согласиться на ограничения в ПРО, которая должна развиваться параллельно росту угроз", – заявила Тошер.
России разрешили пользоваться собственными же радарами
Предложение пронаблюдать испытательные пуски американских противоракет "своими радарами" (имеются в виду, видимо, российские средства предупреждения о ракетном нападении и система контроля космического пространства) приятно, но не более того. Россия в состоянии это делать и без разрешения вашингтонских партнеров – в той части, насколько позволяет техника.
"Это непонятная постановка вопроса: мы и так ведем мониторинг ракетных пусков имеющимися средствами", – поделился своими сомнениями с РИА Новости генерал-полковник Виктор Есин, в 90-е годы руководивший Главным штабом Ракетных войск стратегического назначения.
В сущности, Москве пытаются под видом выторгованной уступки на переговорах продать то, что у нее и так уже имеется.
Бумага против железа
Система ПРО не направлена против России, и НАТО готово зафиксировать это в письменном виде, но не в виде юридически обязывающих гарантий. Таким образом, позиция НАТО в отношении гарантий безопасности России остается неизменной.
Целый ряд российских военных экспертов указывает, что сейчас система ПРО не представляет никакой угрозы для российских стратегических сил. Однако, по мнению других специалистов, необходимо рассматривать ситуацию и в динамике.
"Вызывает подозрение, почему НАТО до сих пор не дала письменные гарантии неприменения своих противоракетных средств против России" – говорит Владимир Козин, член Экспертного совета Межведомственной рабочей группы при администрации президента РФ по взаимодействию с НАТО в области ПРО.
По его словам, из доклада экспертов из Федерации американских ученых, вышедшего в сентябре 2011 года, следует, что натовская ПРО в Европе даже при уровне своей эффективности в пределах 20% может серьезно затронуть большую часть российского ядерного арсенала, а при 100% КПД – его значительную часть.
"К 2020 году в составе американской ПРО появятся системы, которые получат возможность бороться с межконтинентальными баллистическими ракетами", – предупреждает заместитель директора Института международных исследований МГИМО Виктор Мизин. В беседе с обозревателем РИА Новости эксперт отметил, что, судя по позиции российского представителя в НАТО Дмитрия Рогозина, в Москве смотрят главным образом не на имеющуюся сегодня систему ПРО, а на динамику ее развития, превращающую такую систему в глобальную сеть.
"Россию беспокоит не то, что есть [в системе ПРО] сейчас, а то, что появится после 2015 года, на третьем и четвертом этапе американского плана", – указывает Виктор Есин, отмечая, что американцы также не дают никаких гарантий по вопросу о том, что может появиться в системе после 2020 года.
"Получить настоящие юридические гарантии – это значит добиться от американцев такой архитектуры ПРО, чтобы она не представляла угрозы для России. Чтобы те системы, которые будут разворачиваться и которые способны повлиять на российский стратегический наступательный потенциал, не приближались к границам России", – в свою очередь считает Виктор Есин.
"Военные специалисты исходят из реальных возможностей системы по боевому применению, а не из бумажных обязательств", – добавляет Виктор Мизин. Однако такая постановка вопроса уже означает переход от политических деклараций к обсуждению конкретных технических параметров противоракетных систем. И тут сразу возникает следующая проблема российско-американского диалога.
У нас есть приборы, но мы вам о них не расскажем
Американцы отказываются как-либо обставлять условиями включение в систему ПРО тех или иных боевых средств, а также не согласны ограничивать их тактико-технических характеристики.
"Нужны не письменные гарантии, даже юридически обязывающие, а конкретные ограничения систем по параметрам", – считает Виктор Мизин, – "Ведь были же у нас Нью-Йоркские соглашения по ПРО в 1997 году, когда определялись конкретные параметры ракет-перехватчиков по скорости, по дальности, по районам размещения".
Без достижения подобных договоренностей, по мнению Мизина, невозможно быть полностью уверенным в том, что американская система ПРО не будет направлена против России. "[На переговорах] требуется конкретно рассматривать технические параметры противоракет (которые планируется постоянно совершенствовать), определять конкретные районы развертывания кораблей системы Aegis и пункты базирования наземных перехватчиков", – полагает эксперт.
Впрочем, отказываться от политических и "бумажных" деклараций преждевременно: за них тоже можно ухватиться. "Не получается договориться в лоб – значит, нужно пойти в обход.
Проблему следует решать поэтапно", – считает Виктор Есин.
По мнению экспертов, если США дадут России хоть какие-то политические обязательства, это не снимет всех озабоченностей Москвы, но можно будет, основываясь на предоставленных гарантиях, перейти к решению реальных вопросов на переговорах по ПРО. "А дальше следует превращать политические гарантии в практические дела. Давайте раскроем облик системы. Давайте обсудим целесообразность развертывания ее элементов, например, в Польше, – если говорится об угрозе со стороны Ирана", – рассуждает Есин.
Впереди тупик
Впрочем, перспективы у диалога о конкретной конфигурации американской ПРО зыбкие. Почвы для ведения переговоров пока не просматривается.
"Я не вижу возможности для серьезного разговора о выработке ограничений на технические параметры системы", – признается Виктор Мизин. Подобный разговор фактически означал бы переход к обсуждению нового договора по ПРО (взамен утратившего силу договора 1972 года), на что, по мнению эксперта, Вашингтон не пойдет.
"Администрация Обамы находится в критическом положении и дома, и на международной арене, поэтому никаких дополнительных обязательств по ПРО дать уже не может", – заключает Мизин.
Такая ситуация, естественно, вызывает сильное раздражение у Москвы. В результате, российское руководство уже готово идти на целый ряд симметричных и асимметричных мер: постановку на дежурство новых стратегических ракет и совершенствование боевого оснащения старых, а также создание масштабного проекта воздушно-космической обороны.
Фактически, обе державы уже готовы вступить в новую гонку вооружений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции