ВАШИНГТОН, 18 окт - РИА Новости, Мария Табак. Россия и США могут упустить шанс на сотрудничество в создании европейской системы противоракетной обороны, заявила во вторник заместитель госсекретаря по контролю за вооружениями и международной безопасности Эллен Тошер.
Решение о развертывании системы ПРО было принято на состоявшемся в прошлом году саммите НАТО в Лиссабоне. При прежней республиканской администрации Джорджа Буша-младшего США намеревались разместить в Польше противоракеты, а в Чехии - радар системы ПРО. Москва считала это прямой угрозой своему стратегическому потенциалу. Нынешний президент Барак Обама, изменив стратегию ПРО, решил отложить эти планы, но не отказался от них окончательно, что также повлекло за собой негативную реакцию РФ.
Представители администрации США не раз заявляли, что хотели бы видеть Россию в качестве партнера в деле создания ПРО и что система ЕвроПРО никоим образом не направлена против России. США готовы даже зафиксировать это на бумаге, но для российской стороны принципиально, чтобы гарантии ненаправленности ЕвроПРО против России были представлены не просто в письменном виде, а в юридически обязывающей форме. США давать подобные гарантии отказываются. Российская сторона неоднократно заявляла, что пока не совсем понимает, какую именно роль в ЕвроПРО отводят ей США. Роль пассивного наблюдателя Россию не устраивает.
"Со временем все становится сложнее, возможность присоединиться к созданию системы ПРО со временем исчезнет, эта возможность не будет существовать бесконечно. Я думаю, все знают о рисках. Мы не хотим возвращения к 1980-м годам. Мы хотим уничтожить недоверие. Мы хотим прийти к миру взаимно гарантированной стабильности. И нужно найти способ добиться этого. Мы серьезно работаем над этим", - сказала Тошер, выступая в вашингтонском Атлантическом совете.
С аналогичными высказываниями выступил в начале октября российский МИД. В комментарии министерства говорится, что Москва считает неприемлемой американскую практику "свершившихся фактов" в вопросах европейской противоракетной обороны и что шанс превратить ПРО из области конфронтации в предмет сотрудничества может быть упущен.