Александр Васильев, член Экспертного совета РИА Новости (Рига).
Для весьма предсказуемой Латвии понедельник стал днем неожиданностей. Именно на 17 октября было назначено первое заседание вновь избранного парламента, и к его началу должен был окончательно проясниться состав нового кабинета министров, а его глава Валдис Домбровскис – уже в третий раз получить от президента страны мандат на формирование правительства. Однако многое сразу пошло не по плану.
Буквально накануне заседания сейма стало известно о расколе в Партии реформ Затлерса (ПРЗ). О выходе из партии экс-президента заявили сразу шесть парламентариев, обвинивших своего лидера в авторитарном стиле руководства.
Поэтому никто особенно не удивился решению президента страны Андриса Берзиньша, который отказался утвердить предложенный ему состав кабинета министров, отметив, что "раскольники" в своих голосованиях будут непрогнозируемы, и коалиция не сможет на них опереться.
Президент также напомнил, что теперь у трех партий всего лишь 50 голосов в сейме. А этого явно недостаточно для принятия консолидированных решений.
И главный вопрос, который сейчас задают себе русскоязычные избиратели Латвии, таков: не поможет ли случившееся все-таки войти в правительственную коалицию недавнему победителю парламентских выборов – объединению "Центр согласия"?
Новый поворот
В понедельник работа латвийского парламента, фактически не начавшись, свелась к незапланированному "техническому перерыву". Нервозности народным избранникам добавили многочисленные сторонники "Центра согласия", оставшегося вне формируемой коалиции. Под барабанный бой многолюдный пикет у стен парламента скандировал лозунг "Нет этнической дискриминации!"
Ровно месяц назад, 17 сентября, в Латвии на внеочередных парламентских выборах большинство депутатских мест получил именно "Центр согласия", пользующееся поддержкой у русскоязычного населения страны. В числе своих приоритетов это политическое объединение называет установление добрососедских отношений с Россией и другими странами СНГ.
Но, несмотря на то, что "Согласие" значительно обошло своих политических конкурентов на выборах, победители фактически вычеркнуты из списка кабмина. В ходе последовавшего за выборами формирования будущей правящей коалиции выяснилось, что латышские политики вовсе не намерены допустить своих русскоязычных коллег до реальных рычагов власти.
Предварительные условия
Хотя поначалу экс-президент Валдис Затлерс сообщил, что его партия сделала свой принципиальный выбор: в состав трехпартийного кабмина, кроме его партии и партии премьер-министра Валдиса Домбровскиса "Единство", должны войти политики именно "Центра согласия", добавив, что сдвинуть его с этой позиции "можно только танками".
Правда, тут же ПРЗ и "Единство" в обмен на участие в формировании правительства выдвинули "Согласию" ряд предварительных условий. В их числе уже ставшее традиционным требование признания "советской оккупации" Латвии и латышского как единственного государственного и официального языка, а также ряд требований экономического характера.
Согласно этим требованиям, во многом диктуемым международными кредиторами, Латвия должна существенно снизить бюджетный дефицит и сделать максимально возможным вхождение страны в еврозону уже в начале 2014 года. А это, при ежегодной инфляции в 5-6%, практически не оставляет шансов на индексацию и без того небольших пенсий и социальных пособий.
После долгих дискуссий и консультаций "Центр согласия" дал понять, что по всем обсуждаемым проблемам можно найти компромиссные решения и у ведущих партий нет неразрешимых противоречий по экономическим, социальным, внешнеполитическим и иным вопросам.
"Не нужны никакие танки"
Параллельно с переговорным процессом в латвийском обществе стала нарастать подогреваемая рядом латвийских СМИ волна националистических настроений с единственной целью: не допустить "русских к власти".
В ход были пущены традиционные страшилки о том, что в этом случае Латвия наверняка выйдет из состава ЕС и НАТО. Поэтому единственный выход – пригласить в правительство радикально настроенных представителей национального блока "Все Латвии!/ТБ/ДННЛ". Что, собственно, в конечном итоге и произошло.
Обещания и договоренности с "Центром согласия" были отложены в сторону, а за стол переговоров в качестве полноправного партнера сели национал-радикалы.
"Оказалось, что не нужны никакие танки. ПРЗ можно сбить, предложив министерский пост", – с иронией заметил лидер "Центра согласия" и мэр города Риги Нил Ушаков.
Он опубликовал заявление, в котором призвал жителей Латвии отправить по интернету письма президенту Андрису Берзиньшу, чтобы убедить его в том, что новое правительство следует формировать с участием "Центра согласия". "Решение о том, какими будут коалиция и правительство, в значительной мере зависит сейчас от президента. Это означает, что президента следует убедить в том, что у коалиции из Партии реформ Затлерса, "Единства" и националистов нет будущего", – написал Ушаков.
Он указал также, что ПРЗ и "Единство" предпочли правительство без "Согласия", невзирая на то, что без голосов ЦС в парламенте невозможно принятие важных законов и реформ. Вместо этого они пригласили в правительство партию, которая, указывает Нил Ушаков, "регулярно выступает с экстремистскими выпадами и проводит политику нетерпимости, подрывающую репутацию государства и создающую напряженность в межнациональных отношениях внутри Латвии".
"Из всего сказанного можно сделать лишь один вывод – ЦС был оттеснен от правительства только и единственно ввиду этнической дискриминации, так как никаких рациональных или программных аргументов для этого нет. Недопустима ситуация, когда значительная часть граждан Латвии десятилетиями лишена политического представительства только по той причине, что их родители не были латышами", – заключает Нил Ушаков.
Шансов было немного
Несколько дней назад все ведущие латвийские газеты, выходящие на русском языке, вышли с одинаковой первой полосой. На ней с открытым письмом они обратились к президенту страны Андрису Берзиньшу с просьбой вмешаться в процесс формирования правящей коалиции и не допустить того, чтобы фактический победитель выборов – "Центр согласия" оказался вне будущего кабинета министров.
Под текстом этого обращения президенту подписались несколько тысяч сторонников ЦС. Однако не следует преувеличивать роль главы государства в процессе формирования правящей коалиции. Согласно латвийской конституции, Андрис Берзиньш может только назвать имя будущего кандидата в премьеры, а весь процесс формирования и утверждения состава правительства находится в компетенции парламента.
Надежды на конституционные перемены, связанные, к примеру, с введением института всненародно избираемого президента, не осуществимы без поддержки "Центра согласия". С вхождением в будущее правительство национал-радикалов в утопию превращаются и планы по консолидации разделенного по национальному признаку латвийского общества.
Были ли реальные шансы у политиков "Центра согласия" впервые попасть в правящую коалицию? По мнению ряда экспертов, при нынешнем политическом раскладе и тех "красных линиях", которыми крупнейшие латвийские партии окружили ЦС, с самого начала таких шансов было немного.
Но, как видим, и с трудом склеиваемая правящая коалиция без победителей – "Центра согласия" – затрещала по швам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Распределение депутатских мандатов из 100 мест в сейме Латвии 2011 года:
"Центр согласия" (ЦС) – 31
Партия реформ Затлерса (ПРЗ) – 22
Партия "Единство" – 20
Фракция национального блока "Все Латвии!/ТБ/ДННЛ" – 14
Союз "зеленых" и крестьян – 13