Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.
Громкая история о пьяных полицейских, которые сбили велосипедиста на пешеходном переходе, в очередной раз ставит вопрос об эффективности реформы МВД, начатой принятием закона "О полиции".
Правозащитники утверждают, что закон, призванный победить коррупцию в рядах правоохранителей и сделать их работу более эффективной, с самого начала был обречен на провал. Законотворцы со своей стороны напоминают, что правоохранительные органы нельзя рассматривать отдельно от общества, и для того, чтобы оздоровить атмосферу в их рядах, необходимо оздоровление всего общества в целом.
Правозащитники уже не раз поднимали вопрос о безнаказанности милиции. На призывы реформировать правоохранительные органы российский президент Дмитрий Медведев отреагировал обещаниями до 2012 года сократить численность ведомства на 20% и подписанием закона о полиции.
Закон вступил в силу в марте этого года, с тех пор своих постов по итогам служебных проверок и переаттестации лишились почти двести тысяч сотрудников правоохранительных органов. Однако милиционеры-преступники, как и прежде, продолжают фигурировать в криминальных и новостных сводках чуть ли не каждый день.
Чтобы понять, что коррупция в рядах полицейских не побеждена, далеко ходить не нужно, достаточно просто спросить любого знакомого автомобилиста, не предлагали ли ему сотрудники ГИБДД "решить вопрос на месте". Автору этой статьи подобные предложения поступали несколько раз. Последний – буквально на следующий день после того, как глава МВД Рашид Нургалиев заявил о том, что коррупция в его ведомстве побеждена раз и навсегда.
Нужны новые люди
Недовольство россиян работой милиции назрело давно, социологические опросы последних лет показывают, что уровень доверия общества к правоохранительным органам крайне низок. Чашу терпения переполнила история майора московской милиции Дениса Евсюкова, открывшего стрельбу из пистолета в супермаркете на юге Москвы в апреле 2009 года. В результате два человека были убиты, еще несколько получили ранения.
А в ноябре того же года другой майор, Алексей Дымовский разместил на портале YouTube видеообращение к премьер-министру Владимиру Путину. В ролике он обвинял своих тогдашних коллег в коррупции и утверждал, что его заставляют раскрывать несуществующие преступления. Майора вскоре уволили, возбудив против него уголовное дело о мошенничестве, которое, правда, было в итоге закрыто за истечением срока давности. При этом Дымовского обязали выплатить сто тысяч рублей в качестве компенсации морального ущерба за клевету на коллег.
С тех пор как был принят закон "О полиции", мало что изменилось, констатируют правозащитники. Так, в июле этого года международная организация Transparency International по итогам независимой антикоррупционной экспертизы нового закона заявила, что о реальной реформе правоохранительной системы речь пока идти не может. По данным организации, новый закон лишь повысил коррупционные риски.
Реформу МВД было поручено проводить действующему главе ведомства, тогда как для эффективной работы необходимо привлекать новых людей, считает руководитель правозащитной организации "За права человека" Лев Пономарев. "Реформу нужно начинать с того, чтобы она была поручена новому человеку", – убежден правозащитник.
Лед тронулся?
По официальным данным, только за первое полугодие 2011 года сотрудники органов внутренних дел совершили более шестидесяти тысяч правонарушений. К уголовной ответственности были привлечены более тысячи сотрудников МВД. По данным начальника Главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД России Юрия Драгунцова, лидерами по числу правонарушений являются дорожная полиция, миграционная служба, следственные органы и подразделения охраны общественного порядка.
Кстати, за аналогичный период прошлого года преступлений, совершенных полицейскими, было зарегистрировано на 25% меньше. По словам Драгунцова, такая статистика не связана с увеличением количества преступлений в рядах полицейских, а стала результатом более интенсивной борьбы с нарушителями.
Правозащитники, однако, не верят в интенсивность борьбы с преступностью в рядах правоохранителей и уверены, что закон "О полиции" так и останется на бумаге. "Он [закон] не работает и не должен был работать. Единственное, что реально произошло – изменили название. Все остальное – это полная имитация", – говорит Лев Пономарев.
В комитете Госдумы по безопасности ситуацию оценивают более оптимистично. Самое главное достижение реформы МВД заключается в том, что она "сдвинула с места и потянула за собой необходимость реформ в других силовых структурах", – считает член комитета по безопасности Александр Гуров. "Пока их [реформ] нет, но Медведев к этому подходит. Наконец-то лед тронулся", – отметил он в беседе с РИА Новости.
Еще один положительный момент – это кадровые чистки. "Худо-бедно, но очистились [правоохранительные органы] от различного рода одиозных личностей, это такой был грубый этап очистки, придется, конечно, еще работать в этом направлении", – говорит Гуров.
"Кадровые чистки привели к тому (я знаю от самих милиционеров), что остались только лояльные полицаи, встроенные в коррупционную вертикаль, то есть коррупция сейчас будет более скрыта от общества", – парирует Лев Пономарев.
Несмотря на то, что депутаты смотрят на проблему с большим оптимизмом, чем правозащитники, и они признают, что для успешного реформирования системы МВД необходимо оздоровление всего общества в целом.
"Ведь не только милиция, все нарушают. Когда мы проводим реформы в милиции, мы видим, что творится в прокуратуре, видим, что творится в других силовых структурах и в самих министерствах и ведомствах. Ну, как же можно воспитать нормального работника милиции?", – отмечает Гуров.
По мнению депутата, для полной очистки органов внутренних дел от недобросовестных сотрудников потребуется не один десяток лет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции