Рейтинг@Mail.ru
Буланов: интернет - такой же инструмент для учителя, как доска или мел - РИА Новости, 17.10.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Буланов: интернет - такой же инструмент для учителя, как доска или мел

© РИА Новости / Михаил Фомичев | Перейти в медиабанкУроки в школах, работающих по новому федеральному госстандарту начальной школы
Уроки в школах, работающих по новому федеральному госстандарту начальной школы
Читать ria.ru в
Дзен
«Всероссийская интернет-перепись учителей», организованная РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор» стартовала 5 октября. Цель ее - создать объективную картину применения учителями информационно-коммуникационных технологий и использования образовательных интернет-ресурсов школьными учителями. О том, какими могут быть способы такого использования, в интервью РИА Новости рассказал директор Центра современных образовательных технологий Сергей Буланов. Беседовала Ирина Зубкова.

 «Всероссийская интернет-перепись учителей», организованная РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор» стартовала 5 октября. Цель ее - создать  объективную картину применения учителями информационно-коммуникационных технологий и использования образовательных интернет-ресурсов школьными учителями. О том, какими могут быть способы такого использования, в интервью РИА Новости рассказал директор Центра современных образовательных технологий Сергей Буланов. Беседовала Ирина Зубкова.

- Сергей Владимирович, интернетом все дети прекрасно умеют пользоваться и без учителей. Зачем же он педагогу?

- Интернет - не только и не столько источник информации, сколько среда для коммуникации, для взаимодействия. И если мы процесс обучения воспринимаем как процесс общения учителя и ученика, то интернет позволяет это общение сделать удобным. Есть такой стереотип, что ничего нет лучше очного образования, когда учитель и ученик «глаза в глаза». Но если перед лектором 50 студентов, то никакого «глаза в глаза» не получится, и вопросы лектору в рамках очной лекции студенты задать не смогут. Если же преподаватель работает с ними дистанционно, то всегда будет возможность пообщаться и в личной переписке, и в группе, и преподаватель услышит каждого. Такое образование более личностно ориентированное. Сегодня на дистанционные курсы можно приглашать лучших педагогов России - и это очень просто, потому что нет зависимости от географического местонахождения педагога.

- Многие ли учителя используют современные технологические средства в обучении?

- Ответ на этот вопрос зависит от того, что именно понимать под этими технологиями и что считать их современным использованием. Думаю, что большинство учителей при анкетировании ответят, что - да, IT-технологии они используют. Но я думаю, что используют они в лучшем случае презентации, то есть традиционную трансляцию информации, только немного иными средствами, чем мел, доска и учебный плакат.

Недавно я был подряд на двух конференциях. На первой шли мастер-классы по лего-конструированию: дети моделируют некие среды, что-то изобретают. На второй нам демонстрировали учебные 4D-кинотеатры: в них всё трехмерное, трясется, движется… Второй проект во много раз дороже, чем первый, но какой из них полезнее? Каким бы ни был интересным учебный фильм в 4D-кинотеатре, у ребенка там всё равно пассивная позиция: он только смотрит и слушает, это восприятие информации. А что ребенок делает с конструктором? Там уже деятельностный подход: он что-то продуцирует, у него развивается мышление, моторика.

- Как влияет то, что учитель использует интернет в профессиональной деятельности, на качество образования, которое он дает ученикам?

- Точно так же можно спросить, как влияет на качество использование доски или мела. Интернет - это всего лишь инструмент, и всё зависит от того, как учитель его применяет и для чего. Надо учесть, что IT-технологии в школе - размытое понятие: в него укладывается, скажем, использование интерактивной доски. А чего можно добиться интерактивной доской? Да ничего. Это средство для фронтальной работы: учитель что-то показывает, ребенок что-то смотрит.

Естественно, в обучении мы должны использовать те инструменты, которые уже стали аутентичными для молодежи. Интернет и IT-технологии вошли активно в нашу жизнь, но, к сожалению, они довольно проблематично входят в школу: даже не потому, что уровень IT-компетентности у педагогов низкий, а потому что у нас обычно образование оторвано от тех практических задач, которые мы решаем в повседневной жизни.

- Сменятся ли в будущем традиционные уроки вебинарами или чем-то подобным?

- Если вебинар - это трансляция «говорящих голов», то это дань моде, и она скоро сойдет на нет. Нет необходимости читать лекции в режиме реального времени - лучше записать лектора, вырезать все его «эканья» и «меканья» и выложить отредактированную, хорошую лекцию в интернет. А вот если мы сможем выработать методику проведения интерактивных диспутов, дискуссий, то да, это будет удобно. Вебинар будет эффективен  только в том случае, если будет активная обратная связь, а активной она будет, если педагог - хороший тренер, он понимает, как вызвать отклик аудитории.

К сожалению, сетевые проекты сегодня стали модным трендом. Учителя подключаются к ним, механически перекладывая традиционное обучение, фронтальные формы работы, к которым они привыкли, в сеть. В таком случае, в принципе, ничего нового такой перенос не дает - просто другой инструмент применяет учитель. Если же он использует сеть именно как среду, в которой возможно организовать субъект-субъектные взаимодействия, если он формирует коммуникативные компетенции детей, информационную компетентность - то, естественно, это совсем другой дизайн образования.

- Что нужно для того, чтобы в сознании учителей возобладал именно второй подход?

- Образование сейчас на перепутье: мы переходим к новым стандартам, но пока еще работают и старые. Самое страшное, что они работают в сознании учителей. Вот посмотрите: в центре образования «Царицыно» - одной из лучших школ России, школе Рачевского, - перед входом вывеска. Не ручаюсь за точность цитаты, но ее содержание - «Мы надеемся, что обучение в нашей школе не помешает вашему образованию». И это очень правильная позиция! А во многих школах России на стендах написано совершенно иное: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». И это всё в одной стране, в одной системе образования! В одном случае понимают несовершенство современной образовательной системы, в другом - ставят на колени учеников и родителей. Настолько разные представления об образовании, о роли учителя.

Сейчас в школы внедряются новые государственные образовательные стандарты. Когда мы приезжаем в школы и смотрим, как они внедряются, нам показывают свежекупленное дорогостоящее оборудование: комплексы для столовой, интерактивные доски… Но какое отношение всё это имеет к новым стандартам, к компетентностному подходу? Многих это и не интересует: школе есть что показать - вот и хорошо.

Одни школы покупают интерактивные доски и многомерные кинотеатры, а другие тратят выделенные средства на покупку мобильных классов и организуют работу по модели «один ученик - один компьютер». Вот это - новый уровень обучения. Ведь главная задача сегодняшнего учителя - развивать критическое мышление детей, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала