В Москве начинается целая неделя артхауса, сразу два смотра "кино не для всех" - "Завтра/2morrow" и "2-in-1" - пройдут в середине октября. 18 октября стартует первый из двух - фестиваль "Завтра/2morrow". Фестиваль состоит из 13 программ, кроме основного конкурса и ретроспектив можно будет увидеть специальную подборку британских короткометражек в программе под названием ondedotzero или оценить черный французский юмор в подборке "Три французских фарса-гиньоля". Кроме того, в числе специальных показов будет и "Портрет в сумерках" Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной (продюсера фестиваля), с успехом шествующий по мировым кинофестивалям.
Изучив программу "Завтра/2morrow", РИА Новости составило свой "шорт-лист" наиболее интересных показов.
Два фильма для открытия
Откроют фестиваль во вторник фильм Линн Рэмси "Что-то не так с Кевином", главную роль в котором сыграла Тильда Суинтон, и короткометражный мультфильм Спайка Джонза и Саймона Кана "Умереть рядом с тобой". Оба фильма участвовали в Каннском кинофестивале этого года.
Первый – драма об отношениях матери, посвятившей жизнь воспитанию своего ребенка, и сына, выросшего чудовищем. Второй, напротив, - забавная история любви скелета Макбета и невесты Дракулы, разыгранная войлочными героями.
Юрий Гладильщиков, РИА Новости: "Линн Рэмси давно ходит в перспективных режиссерах, тем более, что не снимала почти десять лет. Фильм очень красив, при этом полон шокирующих эпизодов. Он о трагедии матери, которая не может не любить собственного сына. А этот сын с младых ногтей - полный моральный урод, гад, садист. И чем взрослее, тем становится хуже. Мать играет Тильда Суинтон, у которой, похоже, попросту не бывает проходных ролей".
"Что-то не так с Кевином": кинотеатр "Пионер" - 18 октября, 20.00; кинотеатр "Ролан" - 23 октября, 18.00
"Умереть рядом с тобой": кинотеатр "Пионер" - 20 октября, 18.30; 22 октября, 22.50; 23 октября, 12.30; кинотеатр "Ролан" - 21 октября, 14.00
Конкурсная программа "Исповедь. Свидетельства. Дневники"
В конкурсную программу фестиваля в этом году вошли восемь полнометражных лент и одна короткометражка, которые, по мнению организаторов, соответствуют заявленной теме "Исповедь. Свидетельства. Дневники".
"Тяга" Ивана Черняева
ВГИКовский дебютант Иван Черняев представит на фестивале трехчастный неигровой триптих "Тяга", рассказывающий, согласно синопсису, о поколении тридцатилетних мужчин, вышедших из спорта, прошедших этап становления личности в криминальные 90-е и живущих в эпоху безвременья в России.
Кинотеатр "Ролан" - 22 октября, 20.30
"Бирмингемский орнамент". Юрий Лейдерман, Андрей Сильвестров
Фильм-эксперимент, снятый художником и писателем Юрием Лейдерманом и режиссером и продюсером Андреем Сильвесторовым, демонстрировался в программе "Горизонты" 68-го Венецианского кинофестиваля как специальное событие. Лента состоит из множества отрывков снятых авторами в разных точках мира, причем ряд фрагментов все еще "находится в процессе придумывания или производства".
Юрий Лейдерман: "Название (фильма) достаточно случайное. <…> для меня "бирмингемский орнамент" – откачивание общепринятого "понимания" в этакий незаведомый, никчемный узор, перевод "геополитики" в "геопоэтику".
Андрей Сильвестров: "Делать кино, которое лишено драматургии, невозможно по определению. И мы находимся в этом парадоксе. И вот вопрос – может ли поэтический орнамент, преодолев те или иные законы драматургии, образовать целостное произведение … не потеряв свою вариативность, изощренность и глубину"?
Кинотеатр "Ролан" - 23 октября, 16.00
"Леша" Елены Демидовой
Короткометражка Елены Демидовой "Леша", снятая год назад во время лесных пожаров, - это монолог жителя рязанской деревушки, который ищет кошку в сгоревшей целиком деревне, а по дороге рассказывает о том, какой эта деревня была до бедствия.
Кинотеатр "Ролан" - 23 октября, 16.00
"Ариран" (Arirang) Кима Ки Дука
Причудливая полудокументальная автобиографическая драма Ким Ки Дука "Ариран", получившая главный приз каннской программы "Особый взгляд", в которой режиссер рассказывает собственную историю. В 2008 году, когда в результате несчастного случая на съемках его фильма чуть не погибла исполнительница главной роли Ли Наен, Ким Ки Дук оставил работу почти на три года и уехал жить в горы. Название "Ариран" фильму дала одна из наиболее известных и популярных в Корее народных песен.
Лесли Фелперин, Variety: "Действие, как и во многих подобных фильмах, строится главным образом на рутинной, повседневной деятельности героя, в данном случае Кима (Ки Дука) – он живет в небольшом домике в горах, колет дрова, готовит еду, ходит в туалет, переживает из-за случившегося на съемках его фильма "Мечта" в 2008 году. <…> Правдивостью, которую создает видеокамера, "Ариран" как бы стирает грань между документалистикой и художественной драмой".
Кинотеатр "Пионер" - 20 октября, 20.30; 21 октября, 00.40
"Это не фильм" (In film nist) Джафара Панахи
Фильм иранского режиссера Джафара Панахи, осужденного на родине за деятельность и пропаганду, направленную против системы, также был показан в рамках программы "Особый взгляд" 64-го Каннского кинофестиваля. Эта 75-минутная документальная лента, снятая им в соавторстве с другим иранским режиссером Можтаба Миртахмасбом, рассказывает об одном дне из жизни Панахи, который тот проводит в ожидании заседания суда, где ему будет вынесен приговор.
В декабре 2010 года иранский суд приговорил Панахи к шести годам тюрьмы, а также запретил ему снимать фильмы, общаться с прессой и выезжать за рубеж для участия в международных культурных мероприятиях в течение 20 лет.
Андреас Борхольте, Der Spiegel: "Эта история звучит как сцена из шпионского фильма, однако для режиссера Можтаба Миртахмасба единственной возможностью привезти картину "Это не фильм" на Каннский кинофестиваль стала флэшка с фильмом, спрятанная в пироге, которую привезла во Францию знакомая режиссера".
Кинотеатр "Ролан" - 22 октября, 16.00
"Крулик: дорога в загробную жизнь" (Crulic) Анки Дамиан
Документальный анимационный фильм румынки Анки Дамиан (Anca Damian) "Крулик" (Crulic) – история румынского коммерсанта Клаудиу Крулика, посаженного в польскую тюрьму за преступление, которого он не совершал, объявившего забастовку и так и умершего неоправданным.
Джей Вайссберг, Variety: "Документальный мультфильм "Крулик" - красивая с художественной точки зрения и мощная по содержанию, "кафкианская" история. Анка Дамиан не пытается приукрасить своего героя, она использует анимацию для иллюстрации судебной ошибки, рассказанной с уверенной и отстраненной иронией вплоть до финальных кадров, когда фильм превращается в реальный репортаж из зала суда".
Кинотеатр "Пионер" - 21 октября, 18.30; 22 октября, 17.00; 22 октября, 00.00
"Охотники на троллей" (Trolljegeren) Андре Овредала
"Охотники на троллей" норвежца Андре Овредала – это мрачная сказка про настоящих троллей, которых обнаруживает группа начинающих кинематографистов.
Майк Хол, The New York Times: "Одно из многих удовольствий умного и очаровательного мокьюментари Андре Овредала "Охотники на троллей" - это то, как он играет с идеей сверхъестественного. Сухой северный юмор, медленно разворачивающаяся история, в которой на фоне норвежского ландшафта – линий электропередач, стад животных - разоблачается правительственный заговор с целью скрыть существование троллей".
Кинотеатр "Пионер" - 22 октября, 01.00; 23 октября, 14.30
"Кальве" (Calvet) Доминика Аллана
Главный герой документального фильма Доминика Аллана (Dominic Allan) – французский художник Жан-Марк Кальве. Впервые он взял кисть в руки 7 лет назад в возрасте 38 лет, сейчас его персональные выставки проходят в Нью-Йорке, а его работы продаются за 20 000 долларов. В фильме Аллана Кальве уже успешный художник вспоминает свое прошлое, когда он был преступником и наркоманом, скрывался от правосудия в Латинской Америке, и встречается лицом к лицу с этим прошлым. А также с настоящим, где есть сын, которому однажды он сказал: "Увидимся в следующую субботу", а сам исчез почти на десять лет.
Лесли Фелперин, Variety: "Поиски места телохранителя привели его (Кальве) в Майами, там он начал работать на местного мафиози, которого потом ограбил и сбежал в Коста-Рику, где Кальве, наконец, сменил наркотики на более здоровую зависимость - живопись. Теперь, будучи уже успешным художником, он возвращается во Францию, чтобы найти сына, которого он оставил много лет назад. Конец этой истории очень трогательный, а хорошо подобранная музыка заставляет некоторые моменты буквально сиять".
Кинотеатр "Ролан" - 20 октября, 18.30; 21 октября, 19.00; 22 октября, 16.00
"Тропа, выжженная солнцем " (The Sun Beaten Path) Сунзара Гуала
Дебютный фильм Сунзара Гуала " Тропа, выжженная солнцем " участвовал в программе "Режиссеры будущего" кинофестиваля в Локарно и завоевал одну из наград на кинофестивале в Ванкувере. Лента, снятая в Тибете и на тибетском языке, рассказывает про сына, по трагической случайности погубившего мать по дороге на свадьбу и отправившегося в Лхасу в поисках искупления.
Бойд ван Хоей, Variety: "На пути из Лхасы к мудрому старому паломнику присоединяется молодой тибетский юноша, сломленный горем и чувством вины, и вместе они начинают свой путь через пустыню Гоби. <…> Как и следовало ожидать от бывшего оператора, картинка в дебютном фильме Гуала захватывающая".
Кинотеатр "Ролан" - 22 октября, 14.00
Знакомьтесь - Ф. Дж. Оссан
Почетным гостем фестиваля станет французский режиссер, музыкант и поэт Ф. Дж. Оссан (F J Ossang). За свою 30-летниюю карьеру Ф. Дж. Оссан (это псевдоним, настоящее его имя неизвестно) снял не так много фильмов, и из них всего четыре полнометражных. Все они будут представлены на фестивале. Дебютный фильм режиссера "Дивизия Моритури" (L’ affaire des divisions Morituri), вдохновленный террором "Фракции Красной Армии", апокалиптическая черно-белая лента "Сокровище сучьих островов" (Le tresor des iles chiennes), эстетский псевдодетектив "Доктор Шанс" (Docteur Chance) и последняя полнометражная работа режиссера, участвовавшая в программе "Горизонты" 67-го Венецианского кинофестиваля, под названием "Дхарма Ганс" (Dharma Guns). А также три короткометражные работы – "Тишина" (Silencio), "Погасшее небо" (Ciel eteint!) и "Владивосток" (Vladivostok), снятый два года назад по сценарию школьника из этого российского города.
Ф. Дж. Оссан о своем фильме "Дхарма Ганс": "Это мой четвертый полнометражный художественный фильм, появившийся после нескольких лет затишья, во время которых я путешествовал, писал, издавал, показывал свои работы на фестивалях, но более всего – думал и размышлял о кино. Я пытался показать реальный мир, не переставая при этом следить за развитием современного кинематографа. Это "примитивный" фильм, разделенный на три части, три пространственно-временных модели, в которых герой (Стэн ван дер Дэкен) как бы подвергает демонтажу собственную жизнь, чтобы он смог выздороветь ради своей невесты Дели, и как Орфей вывести ее из ада".
Кинотеатр "5 звезд" - 22 октября, 19.00; кинотеатр "Ролан" - 23 октября, 21.00
Праздник непослушания
Вторая по важности программа, как презентуют ее организаторы, в которую вошли фильмы, сосредоточенные на теме юности и взросления. Увидеть здесь можно и классические "400 ударов" Трюффо", и дебютную работу россиянина Александра Вартанова "Собиратель пуль", а также стоит обратить внимание на фильм Жана Виго "Ноль за поведение", ставший несмотря ни на что легендой французского кинематографа.
Дэннис Лим для Los Angeles Times: "Детство Виго прошло в школах-интернатах, похожих на ту, что он показывает в ленте "Ноль за поведение". Это его глубоко личный гимн бунту, который поднимают угнетенные школьники против преподавателей, показанных здесь в гротескном, даже шутовском виде. Последняя сцена фильма – в ней бой подушками перерастает в общественный переворот – произвела настолько сильное впечатление на цензоров, что фильм был запрещен во Франции вплоть до смерти режиссера. <…> Фильмы Виго, никогда не теряли своей документальной связи с реальностью и любви к миру. Сегодня Виго, как режиссер, уже можно сказать достиг божественного статуса, но назвать его фильмы прекрасными сложно. Его работы, снятые в сложных условиях потрясающе талантливым человеком, который все еще находился в поиске своей манеры и своего пути, не выглядят законченными произведениями мастера. Это экстравагантная поэзия, полная беспокойной и иногда озорной энергии".
Кинотеатр "5 звезд" - 20 октября, 21.00; кинотеатр "Пионер" - 23 октября, 16.30
Beat Film Festival
Авторская программа создателей музыкального Beat Film Festival Кирилла Сорокина и Алены Бочаровой состоит из пяти документальных картин, так или иначе посвященных музыке в контексте современной культуры. Одним из фильмов программы будет "Курт Кобейн: история о сыне" Эй Джея Шнака – собранный из старых интервью монолог Курта Кобейна. При этом сам рок-музыкант ни разу не появляется в кадре, его историю "визуализируют" пейзажи и лица современной Америки, снятые в трех городах – Абердин, Олимпия и Сиэтл – где певец родился, прославился и умер. В 2007 году лента номинировалась на самую престижную в США награду в области независимого кино - Independent Spirit Awards.
mtv.com: "Авторы фильма не стали делать стандартное документальное кино о рок-музыке, где обычно длинные съемки с концертов смешаны с кадрами "говорящей головы", рассказывающей забавные истории. В фильме не слышно и песен "Нирваны", вместо них в качестве саундтрека использована музыка любимых исполнителей Кобейна, например, Melvins и Mudhoney или Queen и Дэвида Боуи. <…> Пейзажи, снятые в городах штата Вашнгтон, где музыкант провел большую часть своей жизни, добавляют индивидуальности и яркости тихим и местами забавным воспоминаниям, которым Кобейн предается за кадром".
Кинотеатр "Ролан" - 23 октября, 20.30
Фасцинация: звук
Программа, посвященная звуку в кино, придумана переводчиком "Свободного Марксистского издательства" Кириллом Адибековым совместно с Музеем кино. В число семи фильмов программы вошел и один из первых советских звуковых фильмов – документальная лента "Энтузиазм. Симфония Донбасса" Дзиги Вертова, режиссера, творчество которого в последнее время заново открывают не только в России. В фильме "Симфония Донбасса" реальные промышленные шумы стали своеобразным "саундтрэком", дополняя музыку Шостаковича.
Кристин Джоунс, The Wall Street Journal: "Динамичная по своей композиции и ритму хвалебная песнь первой советской пятилетке. Благодаря магии комбинированной киносъемки под звуки работающих станков и оригинальной музыкальной аранжировки содрогаются маковки церквей и взлетают на здания флаги".
Кинотеатр "Пионер" - 19 октября, 18.00
Ретроспектива Андрея Смирнова
Первая ретроспектива фильмов отечественного классика Андрея Смирнова, снявшего "Белорусский вокзал", включает не только эту легендарную ленту, но и один из ранних фильмов режиссера – "Ангел" 1967 года. Снятая по мотивам рассказа Юрия Олеши новелла из киноальманаха "Начало неведомого века" была запрещена цензурой, а оригинал пленки уничтожен. Через 20 лет фильм "чудесным образом" добрался до экрана – копию пленки сохранила у себя монтажер.
Андрей Смирнов в интервью Лента.Ру: "Моя первая самостоятельная картина - короткометражка "Ангел" - была сделана в 1967-м году к пятидесятилетию советской власти. Это довольно вольная экранизация рассказа Олеши, сделанная на материале гражданской войны. Дело происходит в деревне в двадцатом году - как раз в конце гражданской войны. Фильм был положен на полку (откуда его достали только через 20 лет), негатив картины куда-то таинственным образом исчез, а меня на три года лишили работы в кино".
Кинотеатр "Ролан" - 21 октября, 19.00; кинотеатр "Пионер" - 23 октября, 17.00
Оммаж Элии Казану
Еще одна небольшая программа станет знаком уважения таланта американского режиссера Элиа Казану, в рамках которой будет показана одна из поздних работ мастера – фильм "Америка, Америка".
Джон Лэр, The Newyorker: "Фильмы Элиа Казана – своеобразная сокровищница культурных изменений, в которой можно найти и революцию в актерской игре (Брандо), и прекрасно снятую версию классической американской драмы ("Трамвай "Желание" Теннеси Уильямса, бродвейской постановкой которого руководил Каза), и ставший культовым образ подросткового бунта ("К востоку от рая"), а такж первая убедительная экранизация путешествия эммигранта в Новый Мир ("Америка, Америка"). Его фильмы, собранные вместе, формируют своеобразную схему влияния на души людей середины ХХ столетия".
Кинотеатр "Пионер" - 21 октября, 23.00; кинотеатр "Ролан" - 23 октября 22.30
Наталья Попова