Рейтинг@Mail.ru
Лапшова: программу повышенного статуса может освоить не каждая школа - РИА Новости, 17.10.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лапшова: программу повышенного статуса может освоить не каждая школа

© РособрнадзорВыпускники гимназии № 3 подмосковного города Юбилейный
Выпускники гимназии № 3 подмосковного города Юбилейный
Читать ria.ru в
Дзен
В рейтинге «Где и чему учится будущая элита страны», подготовленном РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», представлены школы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии трех российских регионов. Однако в будущем регионов-участников станет намного больше. О роли школ повышенного статуса в отечественном образовании и о принципах их оценки в интервью РИА Новости рассказывает заместитель директора Нижегородского лицея номер 38, эксперт комиссии по государственной аккредитации образовательных учреждений при Министерстве образования Нижегородской области Ольга Лапшова.

В рейтинге «Где и чему учится будущая элита страны», подготовленном РИА Новости  в рамках проекта «Социальный навигатор», представлены школы с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии трех российских регионов. Однако в будущем регионов-участников станет намного больше. О роли школ повышенного статуса в отечественном образовании и о принципах их оценки в интервью РИА Новости рассказывает заместитель директора Нижегородского лицея номер 38, эксперт комиссии по государственной аккредитации образовательных учреждений при Министерстве образования Нижегородской области Ольга Лапшова. Беседовала Ирина Зубкова.

- Ольга Вячеславовна, как оценить работу школ повышенного статуса?

- Безусловно, есть объективные показатели, четкие сравнимые параметры для любых школ, в том числе и для школ повышенного статуса. Но им можно придать разный «вес». Однако это и хорошо. Ведь и у родителей учеников совсем разные ожидания от школы: одним нужно, чтобы ребенок вернулся из школы живым и здоровым, чтобы у него не болела голова от интеллектуальных и психологических перегрузок, чтобы его одноклассники не употребляли алкоголь и наркотики. Другим родителям важно, чтобы ребенок получил как можно больше компетенций - знаний, умений, навыков - по выбранному профилю, и они готовы ради этого смириться с некоторой перегрузкой, с тем, что сын или дочь должен заниматься по много часов. Третью группу родителей интересует уровень педсостава: категории, число обладателей научных степеней, различных почетных званий, учительских наград, побед в конкурсах и выигранных грантов. Есть родители, для которых важнее всего - социальное окружение ребенка.

- Как свести всё это вместе в одном рейтинге?

- Трудно, но возможно с помощью современных цифровых технологий. Рейтинг РИА Новости отличается именно тем, что в нем каждый может выбрать индикаторы-фильтры, важные именно для него. Для кого-то это число победителей олимпиад, интеллектуальных конкурсов и других проектов; для кого-то - результаты ЕГЭ; процент поступивших на бюджетные места вузов… По всем этим показателям школы можно и нужно сравнивать, чтобы дети и родители сумели сделать выбор.
Но вообще школу позволяют называть хорошей или плохой не столько те или иные результаты, сколько ее атмосфера, дух, царящий в ней. Благодаря ему и высокие результаты появляются.

- Приходится слышать жалобы, будто лицеи и гимназии забирают к себе «сливки» и обескровливают остальные школы.

- А давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. На собеседовании ученики и родители часто говорят: «Мы пришли в лицей, чтобы учиться, потому что в нашей школе, в нашем классе есть три человека, которые учатся, а все остальные и сами не хотят заниматься, и еще и травят тех, кто учится». К нам в лицей уходят ребята не из всех школ, а только из тех, где не могут преодолеть вот этого самого «нам надо, а остальным нет», не могут создать нужную атмосферу, когда хорошо учиться - это норма, а не отклонение от нее.

- Собеседование? То есть - отбор?

- Собеседование трудно назвать отбором, это же не экзамен и не конкурс. Хотя я считаю, что отбор в школу повышенного статуса был бы логичным. Программа повышенного уровня особая, и ее, естественно, не каждый «ребенок с улицы» в состоянии освоить. Однако современное законодательство в области образования отбора не допускает: считается, что это нарушение прав ребенка, нарушение конституции, по которой каждый имеет равные права на получение образования любого уровня, по выбору родителей.

В нашем лицее учатся только старшеклассники, у нас нет начальной и основной школы, так что ежегодно мы принимаем в 9-й и в 10-й класс около трехсот ребят. Но желающих гораздо больше, и мы не можем допустить, чтобы к нам, на наше ограниченное число мест, поступили троечники и не были приняты отличники лишь по той причине, что вторые подали заявление позже первых. Поэтому создаем специальную комиссию, директор проводит собеседование с каждым учеником. В первую очередь имеют значение не оценки, а то, что называется модным словом портфолио: учебные достижения подростка за предшествующие годы. Приоритетом пользуются ребята, имеющие отличные оценки по профильным предметам, и те, кто пришел из классов с углубленным изучением математики или физики.

- Для чего, по-вашему, необходимы «продвинутые» школы?

- Потребность в них диктуется самой жизнью. 90-е годы, как говорили некоторые ректоры, были для вузов временем «корточного контингента»: в университеты поступали люди, которые не хотели учиться, а хотели продавать, перепродавать, совершать челночные поездки в Китай… Инженерные вузы оставались без нормально подготовленных абитуриентов. Так что одна из главных целей у школ повышенного уровня - это подготовить конкурентоспособных абитуриентов для поступления в вуз. Да, это не для каждого - но ведь и поступать в вуз нужно не каждому. Именно для этого мы и разрабатываем углубленные курсы физики, математики, развиваем систему дополнительного образования.

- Не перегружены ли ученики лицеев и гимназий?

- Если человек занимается любимым делом, тем, что ему интересно, что он сам выбрал, то никакой перегрузки он не ощущает. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» предполагается, что у каждого ребенка должен быть свой индивидуальный маршрут. Да, есть базовые предметы, а то, чем ты хочешь заниматься, - это система дополнительных заданий, занятий, дистанционного обучения. Так что никакой тут чрезмерности нет. Просто мы в школе повышенного уровня еще 20 лет назад начали делать то, на что ориентируют современные подходы к образованию в старшей школе: профильность, специализация, индивидуальные образовательные траектории.

- Все ли учителя могут работать в школе повышенного статуса?

- Нет, далеко не все. С умными детьми многие вещи требуют большей ответственности, больших знаний, огромной подготовки к урокам. Наш педагог должен уметь работать с новейшими технологиями, в том числе с информационными. С поиском информации дети теперь и сами неплохо справляются - но учитель должен научить использовать эту информацию в конкретной ситуации, чтобы ученик мог себя направить, организовать. Вот почему нас еще в большей степени, чем другие школы, волнует проблема того, что повышается средний возраст педагогов. Именно нам особенно необходимы молодые учителя, которые родились и выросли уже в информационную эпоху. Думаю, что для того, чтобы они пришли в школу, необходимы срочные государственные меры.

В лицее или в гимназии молодому человеку, недавнему выпускнику вуза, работать интересно, именно здесь он может вырасти в прекрасного профессионала. Если этот интерес будет подкреплен еще и достойными условиями, высокой оплатой труда - то можно будет говорить, что у нашего образования есть будущее.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала