Ольга Соболевская
Винни-Пуху 85 лет. У этого этнического англичанина русская душа – и в версии Бориса Заходера, и в мультфильме Федора Хитрука. Винни – плюшевый Иванушка-дурачок.
Сэр Винни – европейского происхождения. Это эдакие плюшевые Гамлет, Швейк, Гаргантюа и Дон-Кихот вместе взятые. Но для россиян Винни – выразитель национального самосознания, собирательный образ русского человека.
Плюшевый мишка с его речевкой "Хорошо живет на свете Винни-Пух!" немного напоминает мужичка с балалайкой, который одинаково залихватски поет частушки в любую погоду. Подобно Иванушке-дурачку, Винни то наивен, то хитроумен. Он любит порассуждать, как типичный герой русской литературы. Винни – воплощенная всеотзывчивость, русская любовь к униженным и оскорбленным – например, ослику Иа.
Дружба Винни с интеллигентом Кроликом – дружба лирика и физика. Винни – поэт. А поэт в России больше, чем поэт. Ясно, что Пух – духовный лидер лесных жителей.
Когда надо, Пух проявляет железный характер: "Сова, открывай! Медведь пришел!" Винни зачищает лес от чужаков - Слонопотама и Буки. Но, увы, даже Пух не всесилен: в борьбе с пчелами он сдается. Это вам не Гарри Поттер – сверхчеловек. Впрочем, даже слабина Винни еще больше располагает к нему.
Канадские невропатологи поставили героям Милна диагнозы. У Винни-Пуха – дефицит внимания и навязчивые состояния. У Пятачка повышенная тревожность. Иа нужны антидепрессанты. Зигмунд Фрейд тоже нашел бы у каждого свои комплексы.
Обитатели русского леса психически более здоровы. Пусть Пятачок – явно женственен, Винни рассеян, Сова истерична, а Иа - нытик. Но в целом Зачарованный лес – идеальная страна. И в голове у Винни – русские опилки.
Тем в России, кто скучает по застою, та эпоха кажется чем-то вроде такого идиллического леса. Тишина и покой. Девиз обитателей - "И я того же мнения!". Где надо – в ход идет демагогия: осликам возвращают потерянные хвосты и уверяют, что такие подарки не так уж плохи.
И все-таки советский горшочек был без меда, а пчелы жалили. Кстати, недавняя новая книга о Винни британца Дэвида Бенедиктуса называется "Возвращение в Зачарованный лес". Для кого-то такой лес – рай.
Как-то зрителей опрашивали, какого киногероя они бы избрали президентом. Лидировал Штирлиц. Если бы кандидатами в президенты были герои мультиков, наверное, победил бы или Карлсон, или Винни-Пух. Как символ стабильности. И автор знаменитой фразы: "А зачем на свете мед? Для того, чтобы я его ел!"
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции