Павел Чухрай прошел в кино все ступеньки, не перепрыгнув ни через одну: был радиомонтажником, осветителем, учился на оператора во ВГИКе, затем закончил режиссерский факультет, пробовал сниматься сам. Режиссер, вспоминая о детстве, прошедшем в киностудии Довженко, об играх в декорациях для фильмов Параджанова и Донского, о знаменитом отце Григории Чухрае и друзьях семьи - Михаиле Ромме, Анджее Вайде, Джузеппе Де Сантисе, признавался: "Кино – это моя очень ранняя любовь". РИА Новости вспомнило пять самых известных фильмов режиссера, которому сегодня исполняется 65 лет.
Детки в клетке
Драматический фильм "Клетка для канареек" (1983) был снят Чухраем по пьесе Анатолий Сергеева "Случай на вокзале". Камерное, внутренне насыщенное действие "для двоих" разворачивается в полудокументальных декорациях вокзала, где встречаются сбежавшая из дома девочка-подросток Олеся (Евгения Добровольская) и мелкий воришка Виктор (Вячеслав Баранов). Оба испытывают схожие чувства: одиночество и ощущение несвободы – клетки, но повествование не скатывается в трагедию, оставляя ощущение пусть печальной и трудной, но светлой истории.
Баллада о мальчишке
Бедная послевоенная жизнь Кати (Екатерина Редникова), оставшейся с маленьким сыном после гибели мужа, меняется к лучшему после случайной встречи в поезде дальнего следования. В тамбуре Катя знакомится со статным, обаятельно-грубоватым офицером (Владимир Машков) и немедленно в него влюбляется. Для ее сына Сани (Михаил Филипчук), в чьих воспоминаниях разворачивается действие фильма "Вор" (1997), офицер Толян становится отцом, воспитывающим подопечного не без жестокости и силы ("Взялся за ножь – бей", - учит танкист), для самой Кати – гражданским мужем, рядом с которым она обретает забытое чувство защищенности. Но почти благополучная кочевая жизнь, подслащенная антуражем сталинского оптимизма и радости от победы, разбавленная всеобщей бедностью, заканчивается после того, как Катя узнает, что Толян – не офицер, а вор, обкрадывающий квартиры. В 1997 году фильм номинировался на премию "Оскар".
Режиссер о фильме: "Вор" - это мое раннее детство, воспоминания, которые мне хотелось материализовать на экране. Дело не в сюжете, а скорее в атмосфере той поры... Я снял балладу о своем ровеснике - о мальчишке. Именно он - главный герой картины, а вовсе не Толян в исполнении Машкова. И если кто-то этого не понимает, значит, у меня что-то не получилось. Конечно, этот персонаж - вора - я тоже люблю.
...Герой Машкова в сто раз лучше, чем любой политик. В нем цинизма нет. А хуже цинизма я ничего не знаю. Он как раз широкий человек. Где-то украдет, а кому-то подарит. Артистизма в нем много. Обаяния. Он все-таки их любит — и маму, и мальчика.
Главная работа
В перерыве между "Вором" и другой своей громкой картиной "Водитель для Веры" Чухрай снял "Детей из бездны" (2002) - один из восьми документальных фильмов международного проекта Стивена Спилберга "Прерванное молчание", посвященного Холокосту. Чухрай снял фильм-беседу с теми, кто сам пережил события того времени и чудом уцелел среди сотен тысяч жертв фашизма на Украине и в Белоруссии. Режиссер сложил проникновенные, тяжелые монологи с закадровым текстом Михаила Ульянова и документальными свидетельствами той эпохи: "Те, кто будут говорить в нашем фильме, в войну были маленькими детьми. Это дети из бездны. Случайно уцелевшие осколочки больших и дружных семей. Они вернулись к нам из дыма, которым улетели их родители, бабушки, дедушки, любимые младшие сестрички и братья. Это единицы. Чудом уцелевшие среди тысяч и тысяч жертв. Из того ада они выбирались в одиночку, часто голыми. У них не осталось ни мам, ни пап".
Режиссер о фильме: Ленты на тему Холокоста по его заказу делали одновременно четыре режиссера в разных странах; в Польше, например, над ней работал Анджей Вайда. Для меня предложение Спилберга было весьма лестным. Хотя я никогда не собирался снимать ничего подобного, здесь я согласился, подумав: "Эта лента будет главным поступком в моей жизни; если ее сделать, жизнь будет прожита не зря".
Без плохих и хороших
Действие картины Чухрая "Водитель для Веры" (2004) разворачивается в 60-е годы на фоне умиротворяющих крымских пейзажей, за которыми, как за декорациями, прячутся политические интриги, доносы и поломанные жизни. Амбициозный сержант Виктор (Игорь Петренко) волею случая становится водителем у генерала Серова (Богдан Ступка) - отца неизвестно от кого забеременевшей Веры (Алена Бабенко), натуры вспыльчивой и, на первый взгляд, ворчливой и злобной. Виктор выслуживается перед генералом, одновременно становясь шофером его дочери, а параллельно пишет "для галочки" доклады о том, что происходит в доме начальника. Со временем Виктор понимает, что шагнуть вверх по служебной лестнице проще в качестве мужа, нежели водителя Веры, тем более что на смену его холодному расчету приходят симпатия и нежность. Когда счастье и спокойствие оказываются совсем близко, в жизнь героев вмешивается государственная машина с ее мстительностью и жестокостью, и прагматизм и любовь Виктора оказываются не вместе, а на разных чашах весов.
Режиссер о фильме: Черно-белые цвета в нашей истории неприемлемы. Генерал оказывается "крайним", попадает в жернова системы и драматически погибает. Однако, повернись ситуация иначе, он был бы карающей стороной, и мы бы сочувствовали его противникам. Фильм не о монстрах, а о людях на фоне конкретных исторических событий, о стране, которую я люблю, но за которую мне так часто бывает стыдно.
Игра в дурака
В основу комедии "Русская игра" (2007) легла недописанная пьеса Гоголя "Игроки" об итальянском шулере (Джулиано Ди Капуа), приезжающем в Россию в надежде разжиться на глупости местных жителей и выкупить на родине имение, отобранное за долги. Орудуя краплеными картами, гениальный мошенник движется к своей цели, пока страна не наносит иностранцу "ответный удар" в лице "коллег" Маковецкого, Гармаша и Мерзликина, предлагающих заключить сделку и богатеть на дурачках вместе.
Режиссер о фильме: Когда вышла картина Михалкова "Очи черные", талантливая, милая, но как бы сделанная на экспорт, я был в заграничной поездке и с удивлением понял, что вот это и есть для них Россия. То, что для меня было очевидной кинематографической условностью, им казалось самой что ни на есть реальностью. И вот я вообразил себе, что итальянец с такими представлениями о России приезжает в русскую глубинку, и его на этом элементарно "делают". Сначала подыгрывают: вы, мол, Европа, а мы тут лапти, у вас каждая прачка поумнее и пошикарнее нашей графини. А когда он расслабляется, берут голыми руками.