Рейтинг@Mail.ru
Царскосельский "Эрмитаж" - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Царскосельский "Эрмитаж"

© Фото : Алексей ХовановПарадный зал царскосельского "Эрмитажа"
Парадный зал царскосельского Эрмитажа
Читать ria.ru в
Дзен
"Уединенное место" - именно так переводится с французского языка Hermitage. В контексте XVIII века эрмитаж олицетворял отдельно стоящий, преимущественно в удаленной части парка небольшой дворец, павильон или загородный дом, предназначенный для отдыха, обедов и приемов друзей ближнего круга.

Взорам восхищенных гостей российской императрицы Елизаветы Петровны предстал изящный бело-голубой дворец, украшенный ионическими колоннами, золочеными завитками капителей, статуями и вазонами. В живописном Царскосельском парке близ Санкт-Петербурга дворец выглядел как затейливая позолоченная игрушка. Бесшумный лифт с мягкими диванами поднял гостей на второй этаж, в парадный зал, украшенный позолотой и зеркалами. Удивлению гостей не было предела, когда в центре зала из пола возникли пять богато украшенных яствами и цветами обеденных столов.

"Уединенное место" - именно так переводится с французского языка Hermitage. В контексте XVIII века эрмитаж олицетворял отдельно стоящий, преимущественно в удаленной части парка небольшой дворец, павильон или загородный дом, предназначенный для отдыха, обедов и приемов друзей ближнего круга.

Сегодня павильон "Эрмитаж" находится в регулярной части Екатерининского парка. Чтобы попасть в него, надо пройти значительное расстояние от Большого дворца по Эрмитажной аллее, пересечь Рыбный канал, Эрмитажную рощу и тогда вашему взору откроется один из самых выдающихся памятников архитектуры русского барокко первой половины XVIII века. Строительство павильона было начато в 1744 году в центре Дикой рощи, как назывался тогда лесной массив, расположенный за Рыбным каналом. Место было выбрано не случайно, поскольку представляло собой самый глухой уголок парка, именно то, что отвечало названию и предназначению "Эрмитажа".

Первоначальный проект был разработан архитектором Михаилом Григорьевичем Земцовым, исполнявшим обязанности придворного архитектора императрицы Елизаветы Петровны. Позднее он был передан Франческо Бартоломео Растрелли - академику архитектуры, кавалеру ордена Святой Анны, любимому архитектору Елизаветы Петровны, самому яркому представителю стиля русского барокко в архитектуре. Благодаря Растрелли павильон приобрел вид парадного дворца, украшенного колоннами с ионическими капителями и атлантами. Площадку между зданием "Эрмитажа" и окружавшим его каналом выложили черной и белой плиткой в виде шахматной доски. Внутреннее убранство дворца поражало изящной красотой. Пространство парадного зала и кабинетов зрительно кажутся больше благодаря огромным окнам, зеркалам в затейливых позолоченных рамах и воздушным расписным плафонам.

Идея внутренней технической начинки павильона была направлена на то, чтобы исключить присутствие обслуживающего персонала во время обедов и приемов императрицы. Для этого вместо обычных лестниц были устроены лифты с диванами, которые поднимали званых гостей с первого, технического этажа, наверх. Парадный этаж павильона в плане представлял собой просторный прямоугольный зал, связанный узкими галереями с симметрично расположенными четырьмя небольшими уединенными кабинетами. Просторный центральный зал с помощью специальных механизмов быстро трансформировался в обеденный, в центре которого появлялся большой прямоугольный стол на 17 мест, еще четыре стола возникали по углам.

Каждое место за столом было оборудовано круглым, двигающимся по трубе столиком в размер тарелки. До подачи блюд столик представлял собой круглую грифельную доску, на которой можно было написать мелом название блюда ко вкушению. По сигналу колокольчика с уже заказанным блюдом столик появлялся на столе. По окончании обеда столы исчезали в полу, и столовая превращалась в просторный танцевальный зал.

Подъемные механизмы приводились в движение специально обученной командой из 12 солдат. Через сто лет, в 1842 году, механизм усовершенствовали. Из двух подъемных устройств, служивших для подъема гостей на второй этаж, одно в 1812 году было заменено каменной лестницей, а другое спустя 99 лет демонтировано - его место заняла вторая деревянная лестница.

Павильон "Эрмитаж" в Царском селе, право слово, стоит того, чтобы приехать и полюбоваться красотой творения великого Растрелли, почувствовать атмосферу изящной роскоши русского барокко, удивиться четкой работе технически сложных механизмов, выполненных мастерами первой половины XVIII века. Заметим, что павильон только в прошлом году открылся после длительной реставрации. Посещение царскосельского "Эрмитажа" очень хорошо сочетается с прогулкой по тихим дорожкам дивного парка, некогда Дикой рощи Елизаветы Петровны.

Чтобы попасть в город Пушкин, можно воспользоваться электричкой, отправляющейся с Витебского вокзала Петербурга, которая за 30 минут домчит вас до железнодорожной станции Детское село. Иной путь лежит через станцию метро "Московская площадь", уходящие от которой маршрутные такси следуют как раз по назначению. Стоимость проезда и в том, и в другом случае составит около 40 рублей. И не переживайте, проблем с питанием и сувенирами в таком популярном туристическом центре, как город Пушкин, не бывает.

Алексей Хованов

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала