Андрей Золотов-мл., главный редактор Russia Proifle.org.
Когда Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уезжал в минувший понедельник из самой дальней точки своей двухдневной поездки в Молдавию, село Курки в 50 километрах от Кишинева являло собой разительный контраст с возвышающимся над ним прекрасно восстановленным Богородице-Рождественским монастырем. В обители собрались съехавшиеся на встречу со своим патриархом сотни священнослужителей и верующих из разных районов Республики Молдова. А в селе у дороги кортеж провожали всего несколько пожилых женщин, собравшихся возле кафе, и маленькие дети. Кругом было пусто.
Это была середина рабочего дня, и кто-то из людей работоспособного возраста мог быть просто на работе. Но большинство из них работают вдали от родных мест. Дети провожавших патриарха старушек трудятся, как и сотни тысяч их соотечественников, в России, Италии и других странах, куда их отправляют экономические трудности и поиск лучшей доли. Дома остаются пожилые и дети. Едва ли не четверть молдавских граждан работает за рубежом. А в самой Молдавии затяжная политическая нестабильность препятствует инвестициям и экономическому росту, говорят эксперты.
"Патриарх приехал в период, когда общество расколото, когда христиане не довольны тем, что происходит, - сказал в интервью РИА Новости депутат парламента от Партии коммунистов (ПКРМ), бывший министр экономики Республики Молдова Игорь Додон. - Поскольку общество сильно политизировано, часть общества воспринимает его визит как политический".
Особое место на карте
Действительно, место Молдавии на религиозной и политической картах Европы куда важнее ее места на карте экономической.
Ее западная граница - результат двухсотлетней давности компромисса между двумя империями, Российской и Оттоманской, разделяет историческую область Молдавия, культурный центр которой, Яссы, находится на Румынской стороне. Сторонники концепции "Великой Румынии" всегда видели Молдавию в своем составе, а фактически румынское государство контролировало эти территории с 1918 по 1940 годы и затем во время Второй мировой войны.
Для Московского Патриархата же Молдавия - это единственная многочисленная неславяноязычная его часть, подкрепляющая, таким образом, его наднациональный статус. В Молдавской митрополии Московского патриархата, возглавляемой митрополитом Владимиром (Кантаряном), около 1300 храмов и около 50 монастырей, и в большинстве из них служат на местном языке, относящемся к романской группе.
Это аграрная страна, сильная своим народным благочестием, избежавшая самой жестокой фазы атеистических гонений, осуществлявшихся в СССР в 1920-е и 30-е годы, и имеющая сегодня самую высокую плотность священников и храмов на душу населения на всей территории Московского патриархата. Но это и пограничная территория, оспариваемая Румынской православной церковью.
Для Молдавии Патриарх Московский - это живой символ духовного единства с Россией, который важен как для русскоговорящего меньшинства, так и для большой части молдавского общества, которая видит в связи с Москвой залог своей независимости от Румынии. В то же время, здесь есть заметное меньшинство, нацеленное на воссоединение с Румынией.
"Мы и под теми, и под этими"
В 1992 году один из епископов Московского патриархата перешел в Румынскую православную церковь, которая воссоздала существовавшую здесь в межвоенный период Бессарабскую митрополию.
Сегодня ей принадлежит около 150 приходов, то есть почти в 10 раз меньше, чем Молдавской митрополии, входящей в Русскую православную церковь. Если говорить о порядке цифр, то, по словам молдавского эксперта, такое соотношение примерно соответствует разделению молдаван - тех, кто мечтает о воссоединении с Румынией, и тех, кто желает жить в независимом молдавском государстве.
"У нас 95 процентов молдаван считают себя молдаванами, и 5 процентов - румынами", - говорит Николае Киртоаке, бывший посол Республики Молдова в США, ныне возглавляющий независимый Институт политических исследований.
По его словам, резонанс, производимый как государственными, так и церковными сторонниками единства с Румынией, не соответствует размеру этой части молдавского общества. "В Бухаресте и Москве значительно больше верят в возможность объединения Молдовы и Румынии, чем в это верят здесь", - подчеркивает эксперт. А Бессарабскую митрополию он называет "несостоявшимся проектом".
С церковной точки зрения, сложность конфликта в Молдавии заключается в том, что эту страну считают своей территорией одновременно две признающие друг друга крупнейшие по численности поместные православные церкви мира, а это является нарушением канонического порядка. Однако, бывший весьма горячим в начале 1990-х годов, этот конфликт сегодня потерял свою остроту.
Митрополит Бессарабский Петр (Пэдурару) не стал поддерживать протесты против визита Патриарха Московского, ограничившись заявлениями о его "политическом характере". А Патриарх Кирилл заявил на встрече с исполняющим обязанности президента Марианом Лупу, что этот конфликт - вообще не вопрос церковно-государственных отношений. "Очень надеюсь, что по милости Божией, поскольку мы две братские Православные Церкви — Русская и Румынская, — мы найдем точки соприкосновения и попытаемся развязать все эти конфликтные ситуации, - сказал патриарх. - Это непросто, потому что мы, верующие люди, живем в конкретных политических контекстах, но, возвышаясь над этими контекстами, руководствуясь церковными канонами и нашей верностью церковной традиции, мы можем многое сделать".
Политолог Алексей Тулбуре, бывший представитель Республики Молдова в ООН, считает, что острый период церковно-общественного конфликта позади, а Молдавия как светская, так и церковная, просто обречена строить свое будущее на балансе интересов Москвы и Бухареста.
"Вопрос не ставится так: под кем мы будем, - говорит Тулбуре, - Мы будем и под теми, и под этими. Поскольку большинство людей не активно участвует в церковной жизни, то действует скорее принцип культурно-ритуальной принадлежности. Я знаю людей, которые венчаются в Румынской церкви, а детей крестят в Молдавской, или наоборот. Есть люди, которые вообще не воспринимают ничего русского. Для них бизнес, политика или церковь, все, что исходит из Москвы, - зло. А есть и такие, которые считают, что все зло - из Бухареста. И есть середина, которая в настоящее время нестабильности размыта".
Российский фактор в молдавской политике
В этой ситуации Патриарх Кирилл отказался от риторики "русского мира", которая вызвала большую критику на Украине и в Молдавии два года назад. Патриарх дарил епархиям и приходам Евангелия и на молдавском, и на церковнославянском - в зависимости от того, как где служат, и всячески подчеркивал свое уважение к молдавскому государству.
А оно уже более двух лет находится в политическом тупике - с тех пор, как после вызвавших массовые протесты выборов в апреле 2009 года парламент так и не может избрать президента страны. Парламентские партии, ни одна из которых не имеет простого большинства, хронически не в состоянии договориться. За последние два года в стране прошло четыре избирательные кампании, и не исключено, что страну вскоре ожидают еще одни внеочередные парламентские выборы.
Реально или виртуально, Россия занимает в местной политической жизни и системе символов совершенно особое положение - ситуация, с которой вряд ли можно столкнуться в любой другой стране.
"Россия, что бы от нее не исходило, всегда была тут серьезным и даже определяющим фактором", - говорит политолог Алексей Тулбуре. - Мы принадлежим этому миру культурно и цивилизационно".
Сложности маршрута
По сообщениям местных СМИ, патриарх собирался посетить не только Кишинев, но и самопровозглашенную Приднестровскую Молдавскую Республику, где близятся президентские выборы, и тюркоязычную Гагаузию. Но визит был сокращен до двух дней, по официальной версии, вследствие состояния здоровья патриарха, и проходил только в Кишиневе и его окрестностях.
Но именно политические вопросы вышли на первый план в представлении местных средств массовой информации, которые освещали визит как главное событие в стране. А демонстрация нескольких десятков человек против "интервенции Москвы", из-за которой патриарху пришлось перенести возложение цветов к памятнику национальному герою молдаван святому господарю Стефану III Великому, заняла едва не большее место в информационном пространстве, чем все остальные аспекты визита.
"У нас политизируется буквально все", - говорит руководитель Института стратегических исследований Николае Киртоаке. По его словам, церковь, с одной стороны, пользуется высоким доверием в молдавском обществе, а с другой, не является реальной политической силой. Как и в других постсоветских государствах, она тесно связана с государством.
С патриархом встречались и показывались с ним на публике и исполняющий обязанности президента лидер Демократической партии Мариан Лупу, и его оппонент премьер-министр и лидер Либерально-демократической партии Влад Филат, и бывший президент Молдавии, лидер Партии коммунистов Владимир Воронин. При этом Филат обещал патриарху построить новый собор в Кишиневе, а Воронина, наоборот, патриарх награждал орденом за его вклад в восстановление храмов в период его президентства.
"У нас политический бомонд всегда борется за приоритетные отношения с Москвой, - говорит Киртоаке. - И визит патриарха - удобный момент для таких маневров".
Церковь в значительной мере воспринимается здесь как важная составляющая цивилизационного выбора страны, в долговременность существования которой многие не верили 20 лет назад, когда распадался Советский Союз. Однако молдавские политологи в один голос утверждают, что молдавская идентичность - это более глубокое понятие, чем наследие СССР или стремление местной элиты сохранить власть.
"Часть нашей национальной идентичности - принадлежность к тому миру, который чувствует по-русски, - говорит Тулбуре. - Молдова - это симбиоз романского и славянского мира".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции