МОСКВА, 13 окт - РИА Новости, Мария Ганиянц. Лондонская ярмарка современного искусства Frieze (Frieze Art Fair), которая пройдет с 13 по 16 октября на своем обычном месте, в Риджентс-парке (Regent's Park), очередного финансового кризиса не боится, а, напротив, планирует экспансию сразу в нескольких направлениях: в мае следующего года Frieze развернется в Нью-Йорке, а в октябре 2012-го параллельно с актуальными вещами начнет торговать произведениями прошлых веков под вывеской Frieze Masters.
Ярмарку затеяли в 2003 году молодые, провокационно настроенные кураторы Аманда Шарп (Amanda Sharp) и Мэтью Слотовер (Matthew Slotover), которые издавали журнал Frieze и в его честь назвали свой новый проект. Начинание оказалось успешным: по объемам продаж лондонская ярмарка занимает второе место после швейцарской Art Basel. В прошлом году удалось наторговать на 150 миллионов долларов, а в этом страховщики оценили привезенное на Frieze искусство в 375 миллионов долларов - правда, в Базеле сумма была в 4,5 раза больше.
Зато, как говорит постоянный участник лондонской ярмарки, владелец галереи "Риджина" Владимир Овчаренко, более скромные размеры Frieze порождают мощную конкуренцию: все стараются попасть в Риджентс-парк, чтобы показать коллекционерам, музейщикам, кураторам все самое лучшее. Многие даже специально покупают вещи на аукционах и придерживают в течение года, чтобы блеснуть на стенде.
По следам Art Basel
Арт-ярмарки и онлайн-торги, согласно данным Международной конфедерации ассоциаций арт-дилеров CINOA (Confederation Internationale des Negociants en Oeuvres dArt) за 2010 год, в последнее время становятся все более популярными и прибыльными, вытесняя привычные методы работы галерей, изрядно сдавших свои позиции после кризиса, когда аукционы переключились на частные продажи. Главным образом это касается антиквариата, однако и на рынке современного искусства наблюдаются сходные тенденции. С другой стороны, именно арт-ярмарки могут служить противовесом, спасающим галереи от монополии аукционов.
Вдобавок, на ярмарках, проводящихся на территории Евросоюза, при продажах искусства ХХ века часто приходится платить авторские отчисления самому художнику или его наследникам - они могут доходить до 5% от суммы сделки. Великобритания же пока отказывается присоединяться к европейскому законодательству, что немало способствует популярности лондонской ярмарки.
В остальном швейцарский Art Basel и британский Frieze развиваются по сходной модели. Базельская ярмарка в погоне за богатыми, но ленивыми американскими коллекционерами с 2002 года обосновалась на курорте Майами-Бич (Art Basel Miami), а недавно ее владельцы стали расширяться на Восток, купив арт-ярмарку в Гонконге. Так что движение Frieze в сторону Нью-Йорка, всегда бывшего центром современного искусства, выглядит совершенно логичным.
Оправданным представляется и появление Frieze Masters: если во время очередного кризиса актуальное искусство вновь упадет в цене, как это было в 2008 году, старые мастера и крупные художники ХХ века дадут ярмарке возможность выплыть. Не исключено, что такой симбиоз окажется выгодным для всех сегментов искусства: любителей антиквариата он познакомит с современными трендами, а молодых коллекционеров, на которых навевают скуку бабушкины сундуки и подернутые патиной шедевры, научит ценить старину.
Локомотив искусства
В этом году в ярмарке Frieze принимают участие более 170 галерей - примерно столько же, сколько и в прошлом году. В их числе - престижные лондонские White Сube, Gagosian Gallery, парижские Yvon Lambert и Thaddaeus Ropac и нью-йоркская David Zwirner. Из русских, как обычно, -постоянный участник арт-форума Елена Селина и ее XL-галерея (работы группы "Синий суп", Олега Кулика, Аристарха Чернышева, Михаила Косолапова, Игоря Макаревича и других), и галерея "Риджина", выставляющая как западных авторов (Эрвин Вурм и Клэр Фонтен), так и проверенных отечественных художников (Ивана Чуйкова, Сергея Браткова, Андрея Монастырского).
"Конкуренция, чтобы попасть сюда, огромна - думаю, не меньше 1000 галерей. А берут всего 170", - признается владелец "Риджины" Овчаренко.
Ярмарка в последние годы обросла дополнительными мероприятиями, которые играют ее, как короля - свита.
Frame представляет сольные проекты молодых художников (21 участник), в некоммерческой программе Frieze Projects вот уже второй год экспериментирует куратор Сара МакКрори (Sarah McCrory) из лондонской галереи Studio Voltaire, в ходе Frieze Talks будут рассуждать на темы актуального искусства художники, писатели, продюсеры и критики, Frieze Music и Frieze Cinema предложат кинопремьеры и концерты, а премию за за видео и перформанс Emdash Award 2011 получит художница из Штутгардтаа Анахита Разми (Anahita Razmi).
Торги и коктейли
Хотя лондонская ярмарка дешевле и моложе, чем Базель, на качестве публики это не сказывается. Глава российского представительства Phillips de Pury & Company Russia Светлана Марич рассказала РИА Новости, что в день открытия ярмарки на ранний завтрак, который могут устроить в 8-9 утра, попадают, помимо десятка самых влиятельных коллекционеров, лишь звезды вроде Гвинет Пэлтроу или Брэда Питта. На показ в 11 утра, когда можно сразу зарезервировать понравившиеся вещи, пускают уже более широкий круг избранных; к двум часам дня настает время профессионалов и музейщиков, а в пять вечера начинается вернисаж. Правда, к этому времени сливки, как правило, уже собраны, и на лучшие работы прикреплены красные кружки, означающие, что вещь зарезервирована.
Многочисленные мероприятия-сателлиты вроде торгующего антиквариатом, ювелирными изделиями и работами актуальных художников PAD (Pavillion of Art & Design) прямого отношения к ярмарке, казалось бы, не имеют, но именно эта концентрация культурных и светских событий, так или иначе связанных с современным искусством, привлекает множество покупателей, без которых Frieze не имеет смысла.
"Практически все галереи в это время устраивают вернисажи: Tate Modern на днях открыла выставку Герхарда Рихтера, мы в своей галерее в Лондоне - выставку Сергея Браткова", - рассказал Овчаренко.
Кроме того, одновременно с ярмаркой проводят свои главные лондонские торги современным искусством все крупнейшие аукционы - Christie's, Sotheby's и Phillips de Pury; в общей сложности они совершают сделок более чем на 160 миллионов долларов.
Christies выставит "Свечу" Герхарда Рихтера, оцененную в 6-9 миллионов фунтов вопреки позиции самого художника, считавшего цены на современное искусство абсурдными, а Sotheby's сделал ставку на полотно "Голова юноши" умершего этим летом Люсьена Фрейда (3-4 миллиона фунтов).
Из российских коллекционеров на лондонскую неделю современного искусства приезжают предприниматель Владислав Доронин с супермоделью Наоми Кэмпбелл, управляющий британскими газетами The Independent и Evening Standard сын российского бизнесмена Лебедева Евгений, совладелец Mercury Леонид Фридлянд, супруга банкира Петра Авена Елена, банкир и миллиардер Александр Светаков и многие другие.
Эксперты уверены, что серьезных арт-инвесторов и коллекционеров никакие финансовые потрясения не могут испугать: если шедевр появится - будь то на ярмарке, в галерее или на аукционе, - его все равно купят.