Петр Романов
Не думаю, что нынешний скандальный процесс в Лондоне, где Березовский и Абрамович грызутся из-за большого мешка с золотыми, сильно укрепит народную любовь к нашим олигархам, английской Фемиде и российской элите.
Спорные миллиарды, о которых сегодня столько разговоров в английских СМИ, это все-таки, как уверено большинство россиян, грязные деньги. Нужно быть очень недалеким человеком, чтобы не видеть громадную разницу между господами Березовским и Абрамовичем и, скажем, недавно умершим Стивом Джобсом. Что-то не припомню ни единого заявления о том, что Джобс заработал свои миллиарды нечестно. И, напротив, есть масса воспоминаний, которые указывают и на ту, и на другую сторону, что судятся в Лондоне, как на людей, получивших свои сокровища в 90-е годы исключительно благодаря близости к власти и семье первого президента России. Так что, как видим, не каждый миллиардер – вор. Но и не каждый русский олигарх – Джобс.
Упоминания о российских властных структурах, с которыми Березовский, в конце концов, мягко говоря, поссорился, то и дело всплывают в показаниях и на лондонском суде. По сообщения СМИ, претензии Бориса Березовского сводятся к роли Романа Абрамовича в нескольких сделках, относящихся к началу 2000-х годов, когда истец под угрозой уголовного преследования бежал из России. Как утверждает Березовский, Абрамович принудил его продать доли в телеканале ОРТ, а также в компаниях "Сибнефть" и "Русал".
По заявлению Березовского, Абрамович заставил его продать активы, во-первых, в нарушение неких устных договоренностей, во-вторых, с помощью шантажа. Так, утверждает Борис Абрамович, Роман Аркадьевич заставил его избавиться от долей в трех компаниях по заниженной цене, пригрозив, что если сделка не состоится, то активы Березовского отберет государство. По подсчетам математика Березовского, ущерб, нанесенный ему бывшим партнером, превысил пять миллиардов долларов.
В чем-то английскому суду можно даже посочувствовать, он долго, например, разбирался с такими терминами, как "крыша", "крышевать", "кинуть". А ведь дальше наверняка пойдут еще слова "откат", "распил", "лоханулся" и т.д. 90-е годы обогатили русский язык россыпью подобных красочных неологизмов.
К сожалению, целью суда является лишь один вопрос: кому принадлежит мешок с золотыми, но никак не возвращение денег в российскую казну. Хотя, по совести, английский суд, полагаю, должен был бы разобраться не только в том, откуда и каким образом спорные деньги попали в руки к Березовскому и Абрамовичу, но и, если они попали в их карманы незаконным путем, вернуть деньги хозяину, то есть, российскому налогоплательщику.
Между прочим, когда-то британская Фемида так и поступала. У нас сейчас мало кто помнит, что первым крупным русским казнокрадом, который протоптал дорогу в английские банки, был знаменитый Алексашка Меншиков. Петр Великий собственноручно бил своего приятеля за воровство многократно, но охоту залезать в государственную казну так и не отбил. Кстати, и здесь все воровское мастерство Меншикова основывалось не на каком-то особом хитроумии, а всего лишь на близости к власти. В конце концов, когда умер Петр, а спустя какое-то время Меншиков попал в опалу, Петербург потребовал у Лондона, чтобы спрятанные в английских банках русские деньги англичане вернули. И те, надо отдать им должное, это сделали.
Сейчас ситуация в России другая. Многие предпочли бы, чтобы такого процесса в Лондоне вообще не было бы, мало ли какие персонажи, в результате судебных разбирательств, появятся из-под ковра на свет Божий. Ведь и Березовский, и Абрамович были вхожи, а последний и ныне отнюдь не опальный олигарх, в самые важные кабинеты.
Кому в Лондоне присудят спорный мешок с золотом, простого российского гражданина не коснется ни в малейшей степени. Просто если процесс выиграет Березовский он, вероятно, на радостях приобретет еще одно поместье, а если выиграет Абрамович, он себе купит… даже и не придумаю что… У него и так уже есть все, что можно купить за деньги. А остальное, чего нет у Романа Аркадьевича, не продается.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции