Рейтинг@Mail.ru
На польских выборах победили не русофилы, но прагматики - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На польских выборах победили не русофилы, но прагматики

Читать ria.ru в
Дзен
Прошедшие в воскресенье парламентские выборы в Польше впервые за 22 года демократии принесли победу правящей партии. Для Польши и для ее крупнейшего соседа, России, эти парламентские выборы - важное событие. Состав правительства и в целом политику страны в Польше определяет сейм, так что именно сейчас решается, с каким партнером России предстоит иметь дело в Варшаве еще минимум на четыре года вперед

 

Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.

Прошедшие в воскресенье парламентские выборы в Польше впервые за 22 года демократии принесли победу правящей партии. Для Польши и для ее крупнейшего соседа, России, эти парламентские выборы - важное событие. Состав правительства и в целом политику страны в Польше определяет сейм, так что именно сейчас решается, с каким партнером России предстоит иметь дело в Варшаве еще минимум на четыре года вперед.

Либералы против националистов

Среди партий лидирует правящая ныне "Гражданская платформа" - партия президента Бронислава Коморовского и премьера Дональда Туска. Ей отдали свои голоса 38,9 процентов избирателей. На втором месте - консервативно-националистическая партия "Закон и справедливость" (ЗиС), основанная покойным президентом Лехом Качинским и его ныне здравствующим братом Ярославом Качинским. Ей отдали голоса чуть больше 30 процентов избирателей. Скорее всего, задавать тон в новом сейме будет "Гражданская платформа" (212 депутатов) в коалиции с Крестьянской партией вице-премьера Вальдемара Павляка (27 депутатов). 

В 460-местном сейме противостоять этой коалиции будут 158 депутатов ЗиС, которые наверняка будут требовать более жесткой линии в отношении России: перетягивание каната с нашей страной остается для поляков одним из важнейших политических вопросов. 

Несколько труднее предсказать поведение 62 депутатов, представляющих Союз демократических левых (польских социал-демократов) и так называемое "Движение Паликота", чей успех стал главным сюрпризом нынешних выборов. 

Противостояние либералов и консервативных патриотов, задавшее тон прошедшим выборам, характерно и для российского политического ландшафта, но у польской ситуации есть свои особенности. Главное отличие - отсутствие партии власти в Польше. С 1989 года поляки каждым своим голосованием отправляли очередную правившую до этого партию на скамейку запасных, в оппозицию. На нынешних выборах этого не случилось впервые за 22 года. 

Это тем более удивительно потому, что "Гражданская платформа" - партия классического либерального капитализма, обещающая ликвидировать в Польше "опекающее государство" - так здесь называют остатки сохранившейся со времен Польской народной республики (ПНР) распределительной системы советского типа. Возможно, люди дали либералам еще один шанс потому, что на фоне других членов Евросоюза (ЕС) польская экономика выглядит неплохо, получив во времена кризиса 2008-2009 годов прозвище "зеленого острова" посреди неспокойных финансово-экономических вод современной Европы.

Качинский в роли пугала

Впрочем, у сохранения либералами своих позиций (на прошлых выборах в 2007 году "Платформа" получила 41,5 процентов голосов - всего на два с небольшим процента больше, чем теперь) есть не только экономические причины. Отняв власть у ЗиС в результате выборов 2007 года, Дональд Туск сохранил ее и поныне во многом из-за национализма и нетерпимости своего главного противника - партии братьев Качинских. 

"Если не мы, то дикость!" - этот простой "месседж" помогли либералам донести до избирателей сами не в меру рьяные сторонники Качинских. 

После катастрофы президентского лайнера Леха Качинского в апреле 2010 года под Смоленском его сторонники изощрялись в самых невероятных теориях заговора с непременным участием русских, варшавских либералов и других "антипольских злодеев", которые якобы специально подстроили президентскому самолету смертельную ловушку. Результат оказался обратный желаемому - средний поляк не поверил в безумные сказки об искусственном тумане и гелевых облаках над Смоленском. 

Чтобы не допустить явно неадекватных людей к власти, за "Платформу" проголосовали и те люди, кто не разделял ее либеральных программных установок. Главное для таких избирателей было не пустить Ярослава Качинского и его сторонников в руководство сейма. "Нельзя вновь допустить этих антикоммунистов с большевистским лицом к власти, где они уже были в 2005-2007 годах",- этим заявлением главного редактора "Газеты выборчей" Адама Михника, сделанным недавно во время презентации его книги в Москве, можно проиллюстрировать настроения большинства избирателей "Платформы". 

Читать интервью Адама Михника: "Нужна польско-российская коалиция против идиотов" >>

Не только в польской, но и во всей европейской либеральной прессе партия Качинских получила имидж агрессивной, неевропейской политической силы, и это во многом способствовало ее поражению. Впрочем, и Ярослав Качинский, и другие лидеры ЗиС сами создали себе могущественных врагов. Несколько дней назад, перед самыми выборами Качинский сделал ничем не подтвержденное заявление, что нынешняя канцлер Германии Ангела Меркель попала в большую политику благодаря восточногерманской разведке "штази". Еще в 2006-2007 году Качинские попытались изменить редакционную политику "Газеты выборчей", поменяв ее собственника через "спор хозяйствующих субъектов". Сейчас Качинский объявляет образцом для Польши Венгрию, где недавно премьер-министр Виктор Орбан пытался ввести закон, ограничивающий свободу прессы. 

Так что большинство польских журналистов работали против Ярослава Качинского, что называется, не за страх, а за совесть. Среди прочих факторов, негативное отношение масс-медиа сыграло свою роль в том, что ЗиС получила даже меньше голосов, чем Ярослав Качинский на прошлогодних президентских выборах - 30 процентов против 36.

Победил прагматизм

Но значит ли поражение ЗиС, что власть в Польше получили русофилы и сплошь сторонники улучшения отношений с Россией? Конечно, нет - такая точка зрения была бы упрощением ситуации. В "Платформе", да и в либеральных кругах в целом русофобов хватает. Тем не менее, в последние годы политики "Гражданской платформы" продемонстрировали в отношении России прагматический подход и предсказуемость, которых не хватало их предшественникам из ЗиС. 

"Мы учимся воспринимать Россию такой, какая она есть, а не такой, какой мы хотели бы ее видеть",- подытожил перемены в настроениях польской элиты бывший министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд на круглом столе польских и российских экспертов по двусторонним отношениям. 

Читать интервью "Ротфельд: в Ярославле Польша будет говорить о перспективах РФ и ЕС" >>

Нынешний глава польского МИДа Радослав Сикорский, хоть и женат на публицистке "Вашингтон пост" Энн Аппельбаум, специализирующейся на критике России, старается не создавать в польско-российских отношениях конфликтов на пустом месте. В новом правительстве он, скорее всего, сохранит свой пост. 

Антиклерикал - это звучит гордо

Рядом с главной битвой либералов и националистов на нынешних выборах происходили и бои местного значения - например, развернулась настоящая гонка за голоса антиклерикально настроенного электората.

Польская католическая церковь (костел) после крушения коммунизма в 1989 году стала играть большую роль почти во всех сферах жизни общества - и это вызывает в Польше раздражение, еще большее, чем недовольство части россиян ростом влияния Русской православной церкви (РПЦ). 

До нынешних выборов первыми в борьбе за этого избирателя были польские социал-демократы (Союз демократических левых). 

На нынешних выборах их оттеснил с этой электоральной поляны политик Януш Паликот, чье движение получило 10,1 процента голосов избирателей. Паликот, приходивший на пресс-конференции в футболке с надписью "Я - гей" и бросивший представителям костелов в лицо цитату из Алексея Максимовича Горького "Человек - это звучит гордо!", не оставил у избирателей никакого сомнения насчет своего негативного отношения к клерикализму. 

Социал-демократы же получили всего 7,7 процента голосов. Таков печальный итог деятельности партии - наследника некогда всевластной Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), польского аналога КПСС в годы коммунизма. А ведь совсем недавно, в конце девяностых, социал-демократам предрекали роль вечной "партии власти" в Польше, аналога "Единой России". 

Вот такая сложная вырисовывается картина. С одной стороны, польский избиратель на этих выборах выступил в знакомом россиянам репертуаре - с вечной борьбой либералов и националистов не авансцене и эксцентричными персонажами на втором плане. С другой стороны, поляки на дух не переносят "партии власти", и в этом их отличие от россиян. А править Польшей ближайшие четыре года будут все-таки либералы - настоящие, признанные Евросоюзом. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала