МОСКВА, 10 окт - РИА Новости. Самым сложным вопросом во взаимоотношениях между НАТО и Россией является проблематика европейской противоракетной обороны (ЕвроПРО), сообщил в понедельник в Москве начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров, открывая встречу с главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО в Европе адмиралом Джеймсом Ставридисом.
Основной вопрос в данном контексте состоит в том, что РФ требует от НАТО гарантировать ненаправленность этой системы против российского стратегического потенциала, а также предлагает создать секторальную систему ЕвроПРО. Представители альянса неоднократно заявляли, что система не направлена против РФ, однако юридических гарантий этого Россия пока не получила.
"На сегодняшних переговорах я рад возможности обсудить наиболее сложные вопросы во взаимоотношениях (ЕвроПРО и взаимоотношения Россия-НАТО), обсудить и услышать, как понимают эти вопросы в России и в альянсе", - сказал Макаров.
Он подчеркнул, что между НАТО и Россией существуют вопросы, которые находят одинаковое понимание у сторон, в то же время есть и разногласия. "Но я уверен, что все эти вопросы нужно решать за столом переговоров. Сегодня я жду предметного и конкретного разговора", - сказал начальник Генштаба ВС РФ.
В свою очередь, Ставридис назвал Макарова "своим хорошим другом" и согласился, что у России и альянса есть много тем, по которым развивается и будет развиваться военное сотрудничество.
Перед встречей с Макаровым Ставридис провел получасовые переговоры с начальником главного штаба Военно-морского флота РФ адмиралом Александром Татариновым, на которых обсуждались вопросы борьбы с пиратством и перспективного сотрудничества в рамках контртеррористической операции НАТО в Средиземном море "Активные усилия".
На саммите Совета Россия - НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 года РФ и Североатлантический альянс договорились о сотрудничестве по созданию европейской системы противоракетной обороны. Россия считает, что разработка концепции и архитектуры ЕвроПРО должна осуществляться на равноправной основе и предусматривать адекватные меры укрепления доверия и транспарентности в области противоракетной обороны.
Представители администрации США не раз заявляли, что ПРО не направлена против России и ее стратегического потенциала, а сотрудничество в сфере противоракетной обороны пойдет на пользу и США, и НАТО, и России.
Для российской стороны принципиально, чтобы гарантии ненаправленности ЕвроПРО против России были зафиксированы на бумаге - в юридически обязывающей форме, а не на словах. НАТО же призывает РФ поверить на слово, что система ПРО не будет применяться против российских сил ядерного сдерживания. Российская сторона неоднократно заявляла, что пока не совсем понимает, какую именно роль в ЕвроПРО отводят ей США. Роль пассивного наблюдателя Россию не устраивает.