МУРМАНСК, 9 окт - РИА Новости, Анна Юдина. Восстановление атомного ледокола "Советский Союз", который стоит в отстое 4 года, начнется в следующем году и завершится к 2014 году, стоимость ремонта и перегрузки топлива составит как минимум один миллиард рублей, сообщил РИА Новости в воскресенье заместитель гендиректора ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом" по эксплуатации флота Андрей Смирнов.
"Топлива у ледокола "Россия" хватит максимум до 2014 года, скорее, даже до 2013-го. Придется перегружать. Поэтому со следующего года начинается программа по восстановлению атомного ледокола "Советский Союз", чтобы он вошел в строй, когда "Россия" встанет на длительный ремонт и перегрузку", - сказал Смирнов.
В этом году основные затраты Атомфлота пришлись на топливо для "Вайгача" и "Ямала". Следующий крупный блок затрат будет для "Советского Союза". Каждая зона стоит более 300 миллионов рублей, рассказал Смирнов. Соответственно, 700-800 миллионов рублей уйдет только на топливо для "Советского Союза". Включая затраты на ремонт, общая сумма составит "где-то миллиард рублей".
Осенью этого года на ремонт и перегрузку топлива встал мелкоосадочный ледокол "Вайгач", напомнил Смирнов. Из дока "Вайгач" выйдет в конце ноября, а 3 декабря, в День атомного ледокольного флота России, должен будет пойти в Арктику. Он проходит очередное продление ресурса на пять лет.
"И если у "Вайгача" одна реакторная зона, то на "Ямале" две зоны, а топливо у него тоже сейчас кончается. Мы сейчас подсчитали остатки, на три-четыре месяца у него остаток топлива. Нужно его израсходовать, но расставить в планах ледоколы так, чтобы они успели "Ямал" заменить. К следующему лету топливо у нас для него будет. Сейчас будем ремонтировать", - сказал Смирнов.
Сейчас "Ямал" будет проходить первый этап ремонта и продление ресурса. Начиная с лета 2012 года, те три-четыре месяца, которые он сможет отработать на остатках топлива, атомоход будет осуществлять транзиты по Севморпути. В августе 2012 года его заменит вернувшийся из круизов атомоход "50 лет Победы". "Ямал" уйдет в ремонт, на перегрузку и до конца 2012 года будет ремонтироваться.
"Действующий атомный ледокольный флот поддерживаем в рабочем состоянии, но, к сожалению, практически все ледоколы перешли за грань 100 тысяч часов выработки - мы продлили до 150 тысяч. А мелкосидящие придется продлевать до 200 тысяч часов, потому что работы на Енисее и Оби доступны только ледоколам с малой осадкой", - сказал Смирнов.
Атомоход "Россия", по его словам, еще поработает, так как "она дама крепкая". Через месяц она встанет на небольшой ремонт, а затем пойдет на трассы Севморпути. После "Вайгача" будет ожидать своей очереди на ремонт в сухом доке и "Таймыр".
Атомный ледокол "Советский Союз" проекта "Арктика" был заложен на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде. Спущен на воду 31 октября 1986 года, введен в эксплуатацию в 1989 году. В 1991 и 1992 годах совершал туристические рейсы на Северный полюс. В марте 2002 года во время стоянки у причала в Мурманске впервые в истории атомного ледокольного флота энергетическая установка атомохода была использована для энергоснабжения береговых объектов. В 2004 году был одним из трех ледоколов, участвовавших в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике. Длина атомохода - 148 метров, ширина - 30 метров, осадка - 11 метров, мощность атомной энергетической установки - 75 тысяч лошадиных сил.