Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Россия остановила разработку ракеты "Русь-М", предназначенной для запусков нового пилотируемого корабля с будущего космодрома Восточный. Как сообщил на выступлении в Думе глава Роскосмоса Владимир Поповкин, приоритеты его ведомства смещаются в сторону коммерческой космонавтики.
О погублении "Руси"
В российском космосе в очередной раз внезапно поменялась концепция развития. Остановлено создание ракеты-носителя "Русь-М", на которую с 2018 года должна была лечь вся тяжесть пилотируемых запусков российского космоса.
"Мы посчитали, что новая ракета нам не нужна, мы пока можем летать и на старых. Мы доложили руководству страны об этом. Руководством страны принято решение пока прекратить строительство ракеты-носителя "Русь-М", - заявил глава Роскосмоса Владимир Поповкин во время своего выступления в Госдуме на внеочередном "правительственном часе", посвященном расследованию причин недавних неудач в космической отрасли.
Ранее неоднократно сообщалось, что первый беспилотный запуск "Руси" со строящегося в Амурской области космодрома Восточный произойдет в 2015 году, а первый пилотируемый старт на этом носителе - после 2018 года.
"Ни о каком запуске этой ракеты с Восточного в 2015 году, естественно, не может быть и речи", - сообщил Поповкин парламентариям, комментируя эти планы.
Это решение ставит крест на анонсированном создании в России новой пилотируемой космической системы. На смену испытанной с советских времен связке двух "Союзов" (одноименных ракеты и космического корабля) должен был придти носитель "Русь-М" с многоразовым космическим кораблем ППТС ("перспективная пилотируемая транспортная система").
Старый носитель лучше новых двух
О том, что ракету волевым усилием "прекратят", в отрасли заговорили еще летом. "Русь-М" выводил на техническое проектирование предыдущий глава Роскосмоса Анатолий Перминов, и с его уходом процесс несколько застопорился.
Сменивший Перминова Владимир Поповкин сразу был замечен в весьма прохладном отношении к проекту "Русь-М"/ППТС. Давая программные интервью, он очень долго и обстоятельно рассказывал обо всех аспектах доставшегося ему космического хозяйства страны, но "Русь-М" почти всегда обходил стороной.
А когда скупо упоминал, то выглядело это порой весьма угрожающе для будущего проекта, в свое время объявленного чуть ли главным в отечественной космонавтике. Например: "Сейчас идет работа по уточнению ее ["Руси-М"] облика для того, чтобы эта ракета действительно была перспективной. Чтобы это не была попытка собрать ракету из того, что есть - старые двигатели и система управления, и старая система подготовки ракеты".
По мнению Поповкина, для текущих задач космонавтики хватит уже имеющихся ракет ("Союза-2" и "Протона"), а также проектируемой "Ангары", старт которой, по последним данным, состоится через два года - в 2013 году. (Как уже давно подмечают некоторые критически настроенные наблюдатели, до старта "Ангары" всегда остается два года, и так продолжается уже больше десяти лет.)
"Очень непростое решение было для Роскосмоса - приостановить разработку в ЦСКБ "Прогресс" разработку перспективной работы "Русь-М". (…) в процессе анализа мы поняли, что эта ракета во многом копирует создающуюся сейчас ракету семейства "Ангара", - сообщил прессе в думских кулуарах статс-секретарь Роскосмоса Виталий Давыдов, комментируя решение ведомства. Он добавил, что эскизный проект ракеты будет завершен, но все дальнейшие работы по ней остановят.
В дальнейшем решение о судьбе нового носителя будет приниматься отдельно. Возможно, разработку запустят заново, с другими требованиями к техническому облику системы. Первые же запуски с Восточного достанутся ракете-носителю "Союз-2".
Всю систему менять надо
Отказ от "Руси" - это не частное решение, принятое само по себе. Из всех недавних выступлений Владимира Поповкина (не исключая и нынешнее в Думе) вытекает грядущий пересмотр самой концепции дальнейшего развития космической отрасли.
На первые роли, помимо чисто научных задач дальнего космоса, решаемых автоматами, выходит космос прикладной, - в особенности тот, что непосредственно приносит деньги.
Место России на рынке коммерческой космонавтики, с точки зрения главы Роскосмоса, совершенно нерепрезентативно. По его словам, обеспечивая 40% мировых запусков и 20% производства космических аппаратов, Россия имеет на рынке коммерческих космических услуг лишь 3%.
Ранее глава Роскосмоса уже высказывался насчет излишней ориентации отечественной космической отрасли в сторону пилотируемых программ. С его точки зрения, отказываться от обязательств по проекту МКС не следует, однако низкоорбитальная пилотируемая космонавтика уже отработана достаточно, чтобы по-прежнему вкачивать в нее огромные деньги.
Науку не сдают
Несмотря на такую жесткую риторику, Поповкин особо отметил, что исследовательские программы остаются в числе главных направлений развития отечественной космонавтики.
"Мы попытались "заглянуть" до 2050 года, чтобы посмотреть, куда должна идти стратегическая линия, и в соответствии с полученными результатами, приоритетом для дальнейших исследований должна стать Луна. (…) Пилотируемые полеты на Марс, астероиды - перспектива неблизкая, переход к их реализации будет определяться не только уровнем экономического развития страны, но, к сожалению, и самим ходом технологического развития", - заявил Поповкин.
Одним из ближайших научно-исследовательских проектов российской космонавтики должен стать запуск аппарата "Фобос-Грунт" к спутнику Марса Фобосу. Старт аппарата в данный момент запланирован на 8 ноября. В его задачу будет входить посадка на поверхность спутника, взятие проб грунта и доставка его на Землю.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции