Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Талибы возвращаются в Афганистан как политическая сила. Таков неожиданный, но вполне закономерный результат десяти лет операции "Несокрушимая свобода", в рамках которой США боролись в Афганистане с международным терроризмом.
Возвращение к "Талибану"
Талибов потихоньку готовят к легализации. Последние годы в Афганистане проходят под знаком попыток наладить диалог с этим ультраконсервативным исламистским движением. Россия считает его экстремистским, однако официальные Кабул и Вашингтон, похоже, окончательно уверились, что без учета интересов этой силы политического будущего у Афганистана в его нынешнем виде нет.
Прекрасно понимают это и делают из этого собственные выводы самые радикальные из талибов, настроенные на борьбу с неверными до победного конца. Недавняя гибель бывшего президента Афганистана Бурхануддина Раббани, взорванного смертником как раз при ведении конфиденциальных переговоров с представителями "Талибана", - тому лучшая иллюстрация.
Вообще, в убийствах деятелей, стабилизирующих обстановку в Афганистане, нет ничего нового. Достаточно вспомнить, что 9 сентября 2001 года, примерно 10 лет назад, был взорван непререкаемый лидер антиталибского сопротивления Ахмадшах Масуд.
И история Афганистана действительно потихоньку возвращается на десять лет назад, в сентябрь 2001- го. Талибы вновь воспринимаются как региональная политическая сила, с которой международная коалиция полагает возможным договариваться о будущем Афганистана.
Перегибы прошлого
Ведь и шаг к военной операции против талибов был сделан американцами далеко не сразу. Еще в конце сентября 2001 года президент Буш на встрече с конгрессменами отмечал, что отстранение "Талибана" от власти в Кабуле не является непреложной целью мировой контртеррористической операции.
На тот момент в Вашингтоне, похоже, еще четко различали талибского лидера муллу Мохаммада Омара (неприятного типа, но с которым можно хоть как-то иметь дело) и покрываемого им Усаму бин Ладена (гарантированно вышедшего за пределы любой политической коммуникации).
Судя по всему, руководство США питало некоторые надежды на то, что удастся договориться с режимом "Талибана" и, тем самым, хоть как-то вписать в новый контекст борьбы с терроризмом в Центральной Азии соседний Пакистан.
Тот самый Пакистан, который все 1990-е годы холил, лелеял и поддерживал талибов в их борьбе за власть в Афганистане. Видя в них, с одной стороны, своего рода способ экспорта религиозного экстремизма с целью поддержания собственной стабильности, а с другой - инструмент влияния на соседнюю территорию через родственные пуштунские племена.
Однако договориться не вышло. 7 октября 2001 года на военные базы талибов обрушилась американская авиация, а президент Буш провозгласил свержение власти "Талибана" в Афганистане одной из целей "войны против террора".
Но даже в этих условиях американцы необъяснимо деликатничали, почти не трогая объекты талибов на линии соприкосновения с войсками Северного Альянса, во главе которого стоял тогдашний международно признанный президент Афганистана таджик Раббани.
Фактически реальную военную помощь от НАТО в борьбе против талибов получили только пуштунские группировки, поддерживаемые Пакистаном. Вашингтон, понимая шаткость своих позиций в регионе, до конца пытался соблюсти баланс интересов всех потенциальных и действующих союзников.
Однако это не помогло: несмотря на публично заявленные протесты лидеров США и Пакистана, первыми в Кабул все равно вошли войска Северного Альянса под командованием Мохаммада Фахима - преемника Ахмадшаха Масуда. В новом афганском правительстве пуштуна Хамида Карзая представители Альянса получили пусть не ключевые, но весьма важные места.
В течение десяти лет удалось добиться просто потрясающего результата: афганская операция НАТО в значительной степени вытеснила активность талибских боевиков… обратно в Пакистан, где в последние годы на фоне ослабления центральной власти Исламабада все отчетливее нарастает внутренняя нестабильность.
Бойся американцев, дары приносящих
Конструктивные итоги американского пребывания в Афганистане подвести довольно непросто. С одной стороны, на Афганистан было потрачено немало денег, и кое-какой результат все-таки достигнут. С другой стороны то, как эти деньги тратились, порой вызывает недоумение.
Недавний доклад двухсторонней комиссии Конгресса по военным контрактам поверг общественность в шоковое состояние: из 206 миллиардов долларов, затраченных на кампании в Ираке и Афганистане, от 31 до 60 миллиардов были потрачены впустую, причем не менее 10 миллиардов долларов - просто украдены.
Обе эти кампании стали пиршеством частного бизнеса, максимизирующего прибыли на фоне нежелания американских госструктур идти в Ирак и Афганистан.
Восстановление инфраструктуры в афганских провинциях осуществляется через пень-колоду. Очень многие наблюдатели отмечают крайне поверхностное отношение к этому вопросу со стороны американских государственных чиновников и функционеров неправительственных организаций.
Не желая вникать в частности и работать, что называется, "на земле", они зачастую предпочитают просто выделить средства. Эти средства потом, естественно, успешно "осваиваются" частниками-субподрядчиками, частично разворовываются, но чаще - просто просаживаются впустую местными властями.
Причем последнее ни в коей мере не является основанием считать местную афганскую администрацию тотально недееспособной. Но в Афганистане регулярно возникали ситуации, когда американской финансовой помощи на программы регионального развития выделялось значительно больше, чем можно было реально потратить на общественное (а не личное) благо. И это не только свидетельство непрофессионализма местных властей, но и знак скверного менеджмента программ помощи со стороны спонсоров.
Денежный водопад породил еще одну проблему: квалифицированные афганские кадры, четко осознав источники основных доходов в стране, перетекают из афганского госаппарата в состав наемного персонала местных отделений американских правительственных и неправительственных структур (разница в уровне дохода между теми и другими - в 8-10 раз). Подобное вымывание кадров крайне негативно сказывается на профессиональном уровне местных администраций.
Уйти, чтобы остаться
К 2014 году американские войска будут выведены с территории Афганистана. Но не все и не отовсюду.
Оставшийся в стране американский контингент, по всей видимости, должен хотя бы частично закрыть свободный переток боевиков из Пакистана в Афганистан и обратно. Эта проблема беспокоит американцев все сильнее. Американские военные и эксперты прямо говорят о тесных связях пакистанских спецслужб с боевиками.
А буквально в четверг Барак Обама позволил себе весьма резкие заявления в адрес Исламабада, фактически обвинив тот в лавировании между талибами и США. По мысли президента, Пакистан это делает, чтобы подстраховаться да к тому же половить рыбку в мутной афганской воде после формального ухода американцев. Обама открыто призвал Исламабад прекратить контакты с боевиками.
Сейчас американские военные составляют подавляющее большинство сил коалиции (примерно две трети от без малого 150 тысяч человек). После 2014 года от них останется только 25 тысяч, причем размещены они будут очень характерно.
Войска США встанут вдоль границы с Пакистаном, контролируя маршруты, пролегающие через "зону племен", в которой пуштунские кланы столетиями делают что хотят, не сильно обращая внимание на афганские, пакистанские, а также оккупационные власти (неважно - британские, советские или американские).
Внутренние же провинции страны должны перейти под контроль афганских сил безопасности - на фоне постепенного достижения национального примирения с лидерами внутреннего сопротивления.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции